3.2. Втулки и цилиндры
Характерной особенностью этих деталей является наличие нескольких концентрически расположенных внутренних и наружных цилиндрических поверхностей.
Втулки - детали этой группы, которыеимеютотношение
Цилиндры , часто тонкостенные (например, гидроцилиндры).
При изготовлении втулок и цилиндров диаметры наружных и внутренних сопрягаемых поверхностей выполняют по 7…9 квалитетам. Разностенность втулок должна быть в пределах 0,03…0,15мм, неперпендикулярность опорных торцевых поверхностей относительно оси отверстия не более 0,05 мм. Шероховатость внутренних сопрягаемых поверхностей втулок и цилиндров Rа = 2,5…0,32 мкм, наружных поверхностей вращения Rа =2,5…1,25мкм, торцевых поверхностей Rz =40 мкм, а при осевой нагрузке Ra =2,5…1,25 мкм.
Материалом для изготовления втулок служат сталь, бронза, латунь, чугун, специальные сплавы, металлические порошки, пластмассы. Цилиндры амортизаторов изготовляют в основном из стальных труб, цилиндры тормозной системы — из чугуна, алюминиевых сплавов.
Методы получения заготовок определяются конструктивными особенностями втулок, применяемым материалом, типом производства. В качестве заготовок для втулок диаметром до 20 мм применяют прутки или короткие отливки; при больших диаметрах целесообразно использовать полые заготовки, получаемые резкой из труб, штамповкой на горизонтально-ковочных машинах, ковкой в штампах, литьем в песчаные и металлические формы или под давлением.
Основная технологическая задача при обработке втулок – обеспечение концентричности наружных поверхностей относительно отверстия и перпендикулярности торцов к оси отверстия, что может быть обеспечено обработкой за один установ. Это возможно при изготовлении втулок из прутка или трубы с отрезкой обработанной заготовки в конце операции.
Технологический маршрут при обработке втулок из прутка:
подрезка торца прутка, подача его до упора, зацентровка торца под сверление, сверление отверстия и обтачивание наружной поверхности со снятием фасок на свободном конце, предварительное и окончательное развертывание, отрезка (обычно на токарно-револьверном станке или многошпиндельном автомате);
снятие фасок с противоположного конца втулки;
сверление смазочного отверстия;
нарезание смазочных канавок.
При обработке втулок из трубы вместо сверления - зенкерование или растачивание отверстия.
При использовании штучных заготовок маршрут изготовления втулок следующий:
сверление, зенкерование или растачивание отверстия;
протягивание или прошивание отверстия;
черновое и чистовое обтачивание на оправке;
нарезание смазочных канавок;
сверление отверстий;
шлифование поверхностей;
контроль.
Маршрут изготовления гидроцилиндров схож с маршрутом изготовления втулок. Отличительная особенность гидроцилиндров – повышенные требования к шероховатости поверхности рабочей полости, поэтому при обработке поверхности дополнительно предусматривают хонингование, раскатку, полирование и т.п. Однако при этом обычно отсутствуют серьезные требования к соосности наружных и внутренних цилиндрических поверхностей.
Для гидроцилиндров внутренние поверхности (зеркало) после полировки подвергают твердому хромированию, затем доводочному полированию.
3.3. Зубчатые колеса
Эти детали часто работают в условиях переменных и ударных нагрузок при значительных крутящих моментах и высоких окружных скоростях. Высокие требования к надежности обеспечиваются конструкцией колес, материалом и технологией производства. Степень точности изготовления регламентируется следующими стандартами: на цилиндрические колеса - ГОСТ-1643-72, на конические – ГОСТ 1758-72: на червячные – ГОСТ 3675 –72.
В машиностроении обычно применяются зубчатые зацепления 6…9 степеней точности.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.