Методические указания по технологической части дипломного проектирования для студентов конструкторской специализации, страница 9

3.2.  Втулки и цилиндры

Характерной особенностью этих деталей является наличие нескольких концентрически расположенных внутренних и наружных цилиндрических поверхностей.

Втулки - детали этой группы, которыеимеютотношение

Цилиндры , часто тонкостенные (например, гидроцилиндры).

При изготовлении втулок и цилиндров диаметры наружных и внутренних сопрягаемых поверхностей выполняют по 7…9 квалитетам. Разностенность втулок должна быть в пределах 0,03…0,15мм, неперпендикулярность опорных торцевых поверхностей относительно оси отверстия не более 0,05 мм. Шероховатость внутренних сопрягаемых поверхностей втулок и цилиндров Rа = 2,5…0,32 мкм, наружных поверхностей вращения Rа =2,5…1,25мкм, торцевых поверхностей Rz =40 мкм, а при осевой нагрузке Ra =2,5…1,25 мкм.

Материалом для изготовления втулок служат сталь, бронза, латунь, чугун, специальные сплавы, металлические порошки, пластмассы. Цилиндры амортизаторов изготовляют в основном из стальных труб, цилиндры тормозной системы — из чугуна, алюминиевых сплавов.

Методы получения заготовок определяются конструктивными особенностями втулок, применяемым материалом, типом производства. В качестве заготовок для втулок диаметром до 20 мм применяют прутки или короткие отливки; при больших диаметрах целесообразно использовать полые заготовки, получаемые резкой из труб, штамповкой на горизонтально-ковочных машинах, ковкой в штампах, литьем в песчаные и металлические формы или под давлением.

Основная технологическая задача при обработке втулок – обеспечение концентричности наружных поверхностей относительно отверстия и перпендикулярности торцов к оси отверстия, что может быть обеспечено обработкой за один установ. Это возможно при изготовлении втулок из прутка или трубы с отрезкой обработанной заготовки в конце операции.

Технологический маршрут при обработке втулок из прутка:

подрезка торца прутка, подача его до упора, зацентровка торца под сверление, сверление отверстия и обтачивание наружной поверхности со снятием фасок на свободном конце, предварительное и окончательное развертывание, отрезка (обычно на токарно-револьверном станке или многошпиндельном автомате);

снятие фасок с противоположного конца втулки;

сверление смазочного отверстия;

нарезание смазочных канавок.

При обработке втулок из трубы вместо сверления - зенкерование или растачивание отверстия.

При использовании штучных заготовок маршрут изготовления втулок следующий:

сверление, зенкерование или растачивание отверстия;

протягивание или прошивание отверстия;

черновое и чистовое обтачивание на оправке;

нарезание смазочных канавок;

сверление отверстий;

шлифование поверхностей;

контроль.

Маршрут изготовления гидроцилиндров схож с маршрутом изготовления втулок. Отличительная особенность гидроцилиндров – повышенные требования к шероховатости поверхности рабочей полости, поэтому при обработке поверхности дополнительно предусматривают хонингование, раскатку, полирование и т.п. Однако при этом обычно отсутствуют серьезные требования к соосности наружных и внутренних цилиндрических поверхностей.

Для гидроцилиндров внутренние поверхности (зеркало) после полировки подвергают твердому хромированию, затем доводочному полированию.

3.3.  Зубчатые колеса

Эти детали часто работают в условиях переменных и ударных нагрузок при значительных крутящих моментах и высоких окружных скоростях. Высокие требования  к надежности обеспечиваются конструкцией колес, материалом и технологией производства. Степень точности изготовления регламентируется следующими стандартами: на цилиндрические колеса - ГОСТ-1643-72, на конические – ГОСТ 1758-72: на червячные – ГОСТ 3675 –72.

В машиностроении обычно применяются зубчатые зацепления 6…9 степеней точности.