Несмотря на разнообразие формы и размеров валов, приихизготовлении возникают в общем схожие технологические задачи, решение которых заключается в применении оптимальной последовательности и методов обработки, оборудования и технологической оснастки. Почти все валы обрабатываются по типовым технологическим процессам /…../.
У валов наиболее ответственными являются посадочные поверхности под подшипники качения, шестерни, муфты, уплотнения. Шероховатость рабочих поверхностей шлицевых валов должна быть не более:
поверхностей под рабочие кромки манжет уплотнения Ra = 0,63мкм, посадочных поверхностей под подшипники качения Rа = 0,32… 1,25мкм, центрирующих поверхностей шлицев Rа =1,25мкм, боковых поверхностей шлицов вала с подвижным соединением Rа =2,5мкм, с неподвижным соединением Rz =20 мкм, нецентрирующих цилиндрических поверхностей шлицов Rz =40мкм.
Требования по точности обработки посадочных мест под подшипники зависят от класса точности подшипников. Например, посадочные поверхности под подшипники качения классов точности Н,П,В обрабатываются по 7-му, а под подшипники А и С по 6-му квалитету. Отклонение формы допускается не более 1/2…1/4 допуска на диаметр посадочной поверхности.
Радиальное биение посадочных поверхностей под подшипники качения относительно оси не более 0,01…0,05мм.
При центрировании шлицов по наружному или внутреннему диаметрам допуски на эти диаметры устанавливаются по 7-му квалитету.
Непараллельность боковых поверхностей шлицов относительно оси вала не должна превышать 0,05мм на длине 100мм.
Наружную резьбу на валах выполняют по среднему классу точности с полем допуска 6g по ГОСТ 16093-81.
Материал валов - стали 20, 20Л, 30, 35, 40, 20Х, 40Х, а также 18ХГТ, 20ХН3А (шлицевые валы) и др.
Заготовки валов с непрямой осью, как правило, получают ковкой или штамповкой. Простые валы чаще получают резкой проката.
Типовой маршрут изготовления валов
Здесь представлен маршрут для обработки детали "вал-шестерня (цилиндрическая) со шлицами".
Содержание операции |
Термическая обработка |
||
без обработки |
закалка, цементация и закалка |
улучшение |
|
Фрезерование торцов и зацентровка |
+ |
+ |
+ |
Черновая токарная |
+ |
||
Термическая – улучшение |
+ |
||
Чистовая токарная |
+ |
||
Токарная |
+ |
+ |
|
Предварительное шлифование |
+ |
+ |
|
Фрезерование шпоночных пазов |
+ |
+ |
+ |
Фрезерование шлицов |
+ |
||
Фрезерование зубьев |
+ |
+ |
+ |
Закругление зубьев |
+ |
+ |
+ |
Шевингование зубьев |
+ |
+ |
+ |
Нарезание резьбы |
+ |
+ |
+ |
Термическая – закалка |
+ |
||
Окончательное шлифование поверхностей |
+ |
+ |
+ |
Фрезерование шлицов |
+ |
+ |
|
Шлифование шлицов |
+ |
||
Шлифование зубьев |
+ |
||
Калибрование резьбы, снятие заусенцев |
+ |
В случае отсутствия в конструкции вала тех или иных элементов соответствующие операции пропускаются. Маршрут обработки нежестких валов усложняется введением дополнительных операций точения и шлифования шейки под люнет (до токарной обработки), операций промежуточной правки (если она допускается ТУ), а также особенностями хранения и транспортировки таких валов.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.