Разработка проекта на реконструкцию федеральной автомобильной дороги 1P 228 Сызрань - Саратов - Волгоград на участке км 70,0 - км 81,0 в Хвалынском районе Саратовской области, страница 12

5.4 Земляное полотно

Природные и инженерно-геологические условия

Согласно СНиП 2.05.02^85 п.6.3 приложение 1, участок автодороги находится в IV дорожно-климатической зоне с характерным для холмистой местности рельефом. обеспечивающим естественный сток поверхностных вод. По условиям увлажнения грунтов придорожная местность относится к 1 типу (СНиП 2.05.02=85 приложение 2. табл. 1). Грунтовые воды до глубины 4.0 м отсутствуют.

Данные геологического обследования

Придорожная полоса представлена грунтами: с ПК 0 до ПК 92 - глиной пылеватой от твердой до туго пластичной консистенции, средненабухающей,    слабопучинистой,     незасольной,     пригодной    в    качестве естественного основания для земляного полотна; -    с ПК 93 до ПК 100 - мелом белым,  писчим, от твердой до мягкопластичной консистенции   (0-0.05   м),   который   может   служить   естественным   основанием


1.  Механические свойства грунта существующей насыпи - глины пылеватой с примесью органики: модуль деформации - 19 МПа, сцепление - 53 кПа, угол внутреннего трения -19°, показывают, что грунт с примесью органики 9-14% можно использовать для отсыпки насыпи.

2.  Плотность грунта в насыпи существующей дороги свидетельствует, что при отсыпке уширения земляного полотна из срезки насыпи грунт с примесью органики может быть уплотнен до Ктр=0.95 при Wo=0.23 согласно требованиям СНиП 2.05.02-85, табл. 22, приложение 1.

3.  Так как грунт с примесью органики подвержен большему впитыванию влаги, и, как следствие, большему пучению, чем грунт без примеси органики, то логично сделать вывод о возможности его использования в нижней части насыпи при отсутствии грунтовых вод не выше границы активной зоны земляного полотна равной 1.23 м от покрытия, определенной согласно расчета эпюры нормальных напряжений от нагрузки автотранспорта и собственного веса насыпи. Для исключения проникновения воды из дренирующего песчаного слоя дорожной одежды грунт с примесью органики должен быть перекрыт сверху слоем суглинистого малопучинистого грунта.

4.  Уширение насыпи автодороги грунтом от срезки старой насыпи с примесью органики 9-14% не ухудшает несущую способность и устойчивость зем.ляного полотна и экономически оправдано. Стоимость земляных работ по уширеню насыпи грунтом от срезки существующего земполотна -1453.08 т.р., привозным грунтом из резерва № 1 — 9691.64 т.р. Экономия составляет 8237.66 т.р. (в текущих ценах).

Технические решения по реконструкции земляного полотна

1.  Земляное полотно в глинистых грунтах

с ПК 0 по ПК 93

Продольный профиль дороги запроектирован с таким расчетом, чтобы грунт с примесью органики разбираемой насыпи можно было использовать для отсыпки уширения существующего земполотна с нарезкой уступов только в пределах откосов (1:4) проектируемой насыпи до отметки не выше границы активной зоны равной Нга 5Пр = 1.23 м. Этим мероприятием создается одинаковая структурная однородность слоя грунта старой и новой насыпи по высоте для равномерной передаче нагрузки на основание насыпи.

В верхней части земполотна на (1.23-0.66)=0.57 м от низа проектной дорожной одежды глина пылеватая (в т.ч. с примесью органики) заменяется на ненабухающие, непросадочные грунты: суглинок легкий с примесью песчаника из резерва № 3 толщ.0.37 м (нижний'слой), гравийно-галечниковый грунт из резерва № 4 толщ.0.20 м согласно СНиП 2.05.02-85. п.6.14 (верхний слой).

Перед отсыпкой слоя из суглинка поверхность земполотна должна иметь попепечный уклон 30%о от оси. Вепхний слой (0.30 м\ соечанной стапой насыпи или


5.5 Дорожная одежда Варианты конструкций дорожной одежды

В ОИ рассмотрено три варианта конструкции дорожной одежды капитального типа с асфальтобетонным покрытием, отличающихся по материалам основания: фракционный щебень; тощий щебенистый бетон; укрепленный цементом щебень.

В настоящем проекте выполнен расчет двух вариантов конструкций дорожной одежды капитального типа в соответствии со СНиП 2.05.02-85 и ОДН 218.04.6-07 с учетом приведенной интенсивности движения автотранспорта на 2017 г. - 6000 авт/сут, видов грунта и определена стоимость 1000 м2 одежды в ценах на 1.01.2002 г.

Вариант № 1

Покрытие - двухслойное. Верхний слой из горячего мелкозернистого а/бетона типа Б марки 1 по ГОСТ 9128-97 толщ.0.05 м.

Нижний слой из горячего пористого крупнозернистого а;бетона 1 марки по ГОСТ 9128-97 толщ.0.07 м.

Основание - из фракционного щебня по ГОСТ 25507-94 с расклинцовкой толщ. 0.39 м на дополнительном слое основания из песка по ГОСТ 8736-93 толщ.0.15 м.

Грунт земполотна - глина, мел.

Вариант № 2

Покрытие - двухслойное, аналогичное варианту № 1.

Основание - тощий щебенистый цементобетон М70 толщ.0.22 м на технологическом слое из щебня толщ.0.12 м и дополнительном слое из песка толщ.0.15 м. Грунт земполотна - глина, мел.

Сравнение вариантов дорожной одежды по прочности, морозоустойчивости и стоимости