Многоуровневый синтез и реализация плана (Глава учебного пособия "Экономическая кибернетика"), страница 2

По уровням планирования прежде всего осуществляется сверху вниз дезагрегация укрупненных показателей. На народно-хозяйственном уровне число утверждаемых в государственном плане показателен имеет порядок 104, на уровне же предприятий общее количество плановых показателей достигает 107 (внутри предприятий в оперативно-календарном планировании их число увеличивается еще не менее чем на два порядка). На каждом последующем уровне управления появляются дополнительные, планируемые на нем показатели.

Помимо такой тысячекратной прямой дезагрегации показателей (в первую очередь натуральных), сложные проблемы согласования возникают при конкретизации цен, экономических оценок и нормативов, взаимоотношений с финансово-кредитной системой, с тем чтобы обеспечить находящимся в неодинаковых условиях предприятиям примерно равные возможности их хозяйственной деятельности. Совмещение этих линий по уровням управления народным хозяйством является важной предпосылкой эффективной организации хозрасчета (см. 3.3.) и служит основой согласования натуральных и стоимостных плановых показателей, прямых адресных заданий и экономических нормативов.

Собственно синтез плановых показателей в узком смысле состоит в расчете и согласовании их значений в рамках фиксированной системы, формирование которой относится к задачам метауправления (см. 14.3.). Ныне действующая в нашей стране система плановых показателей была определена в 1979 г. соответствующим постановлением партии и правительства1. Мы рассмотрим ее важнейшие звенья в общем комплексе управляющих параметров нашей экономики по схеме, приведенной на рис. 3.5 (на схеме эти параметры-«вентили» имеют углы на овалах, обращенные вершиной в сторону управляющего ими блока).

«Адресные» задания и лимиты. В централизованном директивном планировании ведущую роль играют прямые плановые задания хозяйственным звеньям (министерствам и ведомствам, объединениям и предприятиям), соответственно выделенные им лимиты ресурсов, а также некоторые индивидуализированные

 

1 Об улучшении планирования и усилении воздействия хозяйственного механизма на повышение эффективности производства и качества работы. Постановление ЦК КПСС и Совега Министров СССР от 12 июля 1979 года. М.: Политиздат, 1979.

290

нормативы. Все они регламентируют интенсивность, а во многих ^j(i1« случаях и структуру основных материальных и денежных потоков.

Для производственных блоков П главными централизованно установленными параметрами выпуска являются:

Z—производство основных видов продукции в натуральном выражении, в том числе продукции для экспорта; Z/объем реализуемой продукции (в годовом плане); рост производства продукции высшей категории качества или другой показатель ее качества; Л/—объем чистой продукции (нормативной).

К этой группе показателей можно отнести основные задания по разработке и внедрению новой технологии; основные показатели технического уровня производства и важнейших видов выпускаемой продукции1; экономический эффект от этих мероприятий.

Главными централизованно установленными в виде лимитных величин параметрами затрат и образования производственных фондов для производственных блоков является: 7/(т+ 4-1)/^ (т), где Y=N/L, а для некоторых отраслей Z/L—рост производительности труда; ЗП/N (или ЗП/Z)—норматив заработной платы на рубль продукции, а для некоторых отраслей ЗП—фонд заработной платы; L—лимит численности рабочих и служащих;

On —лимиты государственных капитальных вложений и строительно-монтажных работ, в том числе затраты на техническое перевооружение и реконструкцию действующих предприятий; ЛФ—ввод в действие основных фондов производственных мощностей и объектив;

Mij—объем поставок основных видов материально-технических ресурсов; —Аа„'—задание по среднему снижению норм расхода важнейших видов материальных ресурсов;

ЧД=7—СС—общая сумма прибыли, а в отдельных отраслях СС(т)—СС(г-т-1)=—АСС—снижение себестоимости продукции; НО—платежи в государственный бюджет (в составе которых указано перечисление свободного остатка прибыли в Б); БФ—ассигнования из государственного бюджета;