Экономическая либерализация (и, часто, политическая либерализация, которая ее сопровождает ) является существенной трудностью. Она включает не только "тяжелую" реформу и реструктуризацию, но также требует "более мягкие" изменения в отношениях и мышлении. Среди всех существенных экономических секторов, либерализация электрической промышленности, возможно, представляет исключительную трудность. Физические характеристики поставки электричества, место промышленности близко к промышленной политике принятия решений и (во многих случаях) государственным финансам, близкие и сложные отношения между промышленностью электричества и другими существенными элементами экономики, размер промышленности и величины ее основных и оборотных капиталов - все это усложняет и делает более трудным процесс либерализации.
Не зависимо от того, в каком положении находится страна до либерализации, в некоторых отраслях, где должна быть достигнута либерализация, становится неизбежной реструктуризация. Существуют различные варианты реструктуризации: правильно сделанный выбор может быть ключом к успеху. Эта статья делает ударение на промышленной реструктуризации.
Данная глава рассматривает следующее для семи стран (групп стран):
n экономические и политические обстоятельства, в связи с которыми был начат процесс либерализации и сделан прогресс;
n требования, предъявляемые к реструктуризации внутри либерализационного процесса;
n существующие реструктуризационные варианты и сделанный выбор; и
n возникающие практические уроки.
Для примеров выбраны либерализованные рынки в Аргентине, Северных странах и Великобритании и либерализующиеся рынки в Бразилии, Венгрии, Индии и Соединенных Штатах.
Реструктуризация энергетической промышленности обычно охватывает два этапа. Первый - это разделение (функциональное или легальное) сущесвующих вертикально интегрированных операций на составные элементы промышленности (генерацию, передачу, распределение и поставку - в некоторых примерах распределение и поставка рассматриваются как одна операция) таким оразом, чтобы могли быть представлены конкурирующие силы в производстве и распределении. Второй этап - принятие решений относительно новой структуры отдельных секторов. Рис. 1 показывает возможные взаимоотношения между различными элементами либерализованной и реструктурированной энергетической отрасли.
В период, начиная с национализации в 50-х гг. до 80-х энергетический сектор в Аргентине характеризовался следующим:
* промышленной структурой с пятью национальными организациями и более 30-ю организациями местной или городской собственности, каждая с различной генерирующей, передающей и распределительной способностью;
* недостаточно эффективной стратегией принятия решений, вызывающей неэффективное инвестирование и регулирующие решения; и
* недостаточностью капитала.
Главной необходимостью, появившейся в процессе реструктуризации было установление ясных ролей и ответственности для отрасли, регулирующих органов и правительства и введения коммерческих принципов (и вместе с ними эффективности) в операции отрасли и в долгосрочное планирование.
Предпринятый подход был одним из радикальных для реструктуризации и разъединения. Производство было отделено от передачи и распределения. Были созданы множество генерирующих компаний, каждая владеющая отдельной электростанцией или, случаи гидроустановки, или сериями станций на реке. Был создан обязательный энергетический пул и крупные потребители получили возможность выбора своего поставщика энергии. Был создан независимый регулирующий орган ENRE. Только с небольшим исключением энергетическая отрасль была приватизирована через серии продаж.
Практическими уроками, возникшими в Аргентине были:
· конкуренция снизила цены до производственного уровня;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.