· Обеспечивать надежное и безопасное снабжение электроэнергией;
· Обеспечивать экономически эффективную эксплуатацию и наращивание энергетических мощностей;
· Способствовать справедливой конкуренции;
· Принимать во внимание возможные ограничения с точки зрения воздействия на окружающую среду;
· Выполнять обязательства по отношению к различным общественным организациям и службам;
· Обеспечивать прозрачность движения платежей, информационных потоков и управляемость;
· Обеспечивать условия для функционирования экономически и финансово жизнеспособного энергетического сектора.
Очевидно, что данные цели слишком амбициозны, чтобы взять их на вооружение уже на первом этапе реструктуризации. С тем, чтобы улучшить ситуацию в белорусской энергетике, и помочь преодолеть основные проблемы, перечисленные выше, очевидно, что следует преодолевать структурные недостатки. В результате вырисовываются следующие четыре основные цели, лежащие в основе процесса разработки и отбора будущей рыночной структуры для Беларуси:
· Отделение интересов государственного регулирования монополий и оперативного коммерческого управления;
· Обеспечение прозрачности процесса управления и потоков платежей;
· Привлечение иностранных инвестиций;
· Внедрение стимулов повышения эффективности работы.
Первоочередной целью первых шагов реформирования должно явиться обеспечение гибкости рынка, достаточной для адаптирования к внешним и внутренним условиям по мере реформирования энергетического сектора.
В электроэнергетическом секторе есть области в которых конкуренция хотя и теоретически возможна, но с общественной точки зрения неприемлема. Среди таких областей можно назвать: передачу электроэнергии по межсистемным линиям электропередач, электроснабжение потребителей, не имеющих возможности выбора источника питания. Именно такие области и подлежат обязательному контролю и регулированию со стороны государства. Вместе с тем, существуют области, в которых конкуренция не только возможна, но и способствует внедрению наиболее рациональных способов ведения хозяйственной деятельности. Такой областью, безусловно, является область производства энергии.
Прозрачность финансовых потоков позволит более эффективно управлять предприятиями энергетического сектора. Немаловажное значение эта просматриваемость будет иметь и для создания благоприятного инвестиционного климата в энергетике.
Наиболее эффективным стимулом повышения эффективности работы энергетических предприятий является их полная хозяйственная самостоятельность, свобода в распоряжении прибылью, управлении затратами. Именно этому и призвана способствовать реструктуризация энергетики республики.
Анализ характера торговли электроэнергетической продукцией в ряде стран, позволяет сделать вывод о существенных различиях в характере этой торговли в зависимости от ряда факторов. Здесь прежде всего необходимо назвать наличие или отсутствие возможности выбора поставщика (потребителя) электрической энергии вне зависимости от того, является ли поставщик производителем или перепродавцом, а потребитель, также в свою очередь, перепродавцом или использует энергию в технологических целях. В тех случаях, когда процесс торговли электроэнергией не является полностью монопольным и наличествует элемент выбора, рынок отвечает ситуации взаимодействия электростанций, энергоснабжающих компаний и крупных потребителей и характеризуется как оптовый рынок. Процесс торговли электроэнергией между энергоснабжающей компанией в каждом конкретном регионе и массой потребителей этого региона определяется как потребительский рынок.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.