Реструктуризация Белорусской энергетической системы (Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту), страница 16

Конкуренция энергопроизводителей определила необходимость решения ряда важных и достаточно сложных проблем, в том числе:

·  Правовое обеспечение свободного доступа независимых энергопроизводителей к транспортной сети, включая распределительные и  системообразующие сети, обеспечивающие выход на оптовый рынок;

·  Регламентацию методов оценки стоимости электроэнергии, поставляемой от независимых энергоисточников. Здесь возможны два принципиально различные подходы:

конкурентный, при котором продажная стоимость энергии независимого источника должна быть ниже величины прогнозного тарифа;

общественной полезности, когда продажная стоимость энергии сопоставляется с затратами на производство электроэнергии на станциях, замыкающих энергобаланс зоны обслуживания. Тем самым при избыточном перспективном энергобалансе продажная цена электроэнергии независимого источника не должна превышать топливную составляющую тарифа замыкающей (наименее экономичной) электростанции;

·  Определение справедливых затрат за использование транспортных сетей и на компенсацию издержек по диспетчерско-технологическому управлению и обеспечению системной надежности;

·  Регламентация принципов отбора наиболее эффективных независимых энергопроизводителей при наличии конкурентных предложений;

Решение указанных проблем нашло отражение в изменении законодательства в области электроэнергетики в США и Англии и в методах деятельности регулирующих органов.

3.2. Цели рыночного реформирования Белорусской энергосистемы

Переход в той или иной форме электроэнергетики РБ к рыночным отношениям будет неизбежен по двум основным причинам. Во-первых, - это изменяющиеся внешние по отношению к отрасли условия хозяйствования и в том числе следующие наиболее важные воздействующие факторы:

·  Теснейший хозяйственный контакт отрасли в качестве поставщика электрической и тепловой энергии со всеми предприятиями и организациями, вступающими или уже вступившими на путь рыночных отношений;

·  Неизбежность участия отрасли на формируемых отечественных и сформированных зарубежных рынках топлива, оборудования, сырья, материалов;

·  Использование отраслью, где занято значительное количество работников материального производства, общего рынка труда;

·  Стремление правительства к интеграции с Российской Федерацией, где энергетический рынок уже сформировался.

Во-вторых, - это изменяющееся экономическое  мировоззрение субъектов отрасли, которые не хотят работать на старых административно-командных принципах, ищут новые пути к обретению экономической самостоятельности, повышению эффективности производства и его рентабельности, к налаживанию прямых договорных отношений с контрагентами.

Создание рынка электрической энергии и мощности имеет основной целью наиболее эффективное решение двух взаимоувязанных, но в определенных смыслах противоречивых проблем: обеспечения в стратегическом плане надежного электроснабжения народного хозяйства и минимальной стоимости электрической энергии для всех потребителей. Реализация этой цели предусматривает, с одной стороны, сохранения единой энергетической системы РБ, единства ее функционирования и развития, а с другой, - требует создания конкуренции при производстве электроэнергии. Сложность решения этой задачи дополняется еще и огромной социальной значимостью электроэнергетики для жилищно-бытовой сферы и инфраструктурной ролью энергетики в народном хозяйстве страны.

Рассмотренный в предыдущей главе мировой опыт свидетельствует о многовариантности решения поставленной выше задачи. Вероятно, приемлемый вариант будет выбираться из очень многих факторов как исторического, так и социально-экономического свойства. В данной работе при рассмотрении основных принципов формирования конкурентного энергорынка  за основу принимается проект ТАСИС – ЕВЕ 9501 «Реструктуризация и акционирование энергетического сектора Республики Беларусь». Данный проект ТАСИС предусматривает следующие долгосрочные цели рыночного реформирования белорусской энергетики: