Механизм, который позволяет населению с низким уровнем доходов получать дополнительные социальные блага для компенсации увеличивающихся тарифов на энергию, может считаться необходимым и социально желательным. Аргументы, используемые для обоснования установления цен на энергию ниже предельных издержек или финансовых требований, включают социальные аспекты для населения, (а также конкурентоспособность продукции промышленных потребителей на международных рынках). По социальным причинам тарифы могли бы удерживаться ниже уровня затрат, исходя из того, что более высокие тарифы могут привести к непосильной социальной нагрузке на низкодоходные группы населения. Однако, необходимо отметить, что низкие тарифы для населения особенно выгодны для потребителей с высоким уровнем потребления, которые обычно характеризуются более высоким уровнем доходов. Методы финансирования, использующие прямые субсидии компаниям, или перекрестное субсидирование (для потребителей электрической энергии) предполагают выгоды для всех потребителей, включая и тех, которые не нуждаются в финансовой поддержке. Экономически целесообразно предоставлять социальные компенсации с использованием особых механизмов фиксированных выплат, во избежание искажения цен, приводящего к нерациональному использованию энергии. Концентрация субсидий среди нуждающихся в них потребителей может быть достигнута посредством использования такой системы тарифов, при которой по льготному тарифу снабжаются только те потребители, которые в индивидуальном порядке определяются как нуждающиеся. Компенсация потерь, которые будет нести энергосистема, должна быть задачей государства. Любые компенсации за счет повышения тарифов для остальных групп потребителей (например промышленных потребителей) приводят к дополнительным негативным последствиям. Страдает конкурентоспособность промышленности, падает уровень продаж, снижаются доходы сотрудников и сокращаются рабочие места.
Многие из проблем являются следствием структурных недостатков энергетики благодаря ее монополистическим особенностям и чрезмерной централизации:
· Переплетение общегосударственных интересов и интересов управления и эксплуатации;
· Непрозрачность финансовых потоков и принципов управления;
· Отсутствие четкого распределения коммерческой ответственности. В результате действующая структура обеспечивает низкую заинтересованность для нововведений, модернизации и повышения эффективности.
Имеющийся зарубежный опыт показывает, что применительно к нашей республике создание реальной рыночной среды будет определяться двумя основными факторами:
· Условиями выхода субъектов рынка на оптовый рынок электроэнергии;
· Механизмами и методами организации конкуренции между производителями электроэнергии.
В зависимости от условий выхода субъектов рынка на оптовый рынок возможны две принципиально различные схемы организации и функционирования рынка.
Технологическая (индустриальная) схема рынка. Данная традиционная схема, используемая в большинстве стран мира, характеризуется тем, что на оптовом рынке электроэнергии действуют только те субъекты, которые непосредственно участвуют в процессе электроэнергетического производства, т.е. в производстве, транспорте и распределении электроэнергии.
Важнейшими предпосылками функционирования технологической схемы рынка являются:
· Жесткая правовая ответственность энергоснабжающих компаний за надежность энергоснабжения существующих и новых потребителей. Эта ответственность закрепляется через лицензирование региональными органами власти (исполнительными и законодательными) права деятельности энергокомпании на территории региона. Следует отметить, что данное лицензирование наряду с обязательствами по энергоснабжению одновременно гарантирует энергокомпаниям наличие рынка сбыта энергии и возможность устойчивого получения прибылей;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.