Реструктуризация Белорусской энергетической системы (Расчетно-пояснительная записка к дипломному проекту), страница 18

Потребительский рынок может быть в свою очередь поделен на разные рыночные сегменты в соответствии со многими критериями сегментации: по уровню напряжения (высокое, низкое); по группам потребителей (по характеру нагрузки – промышленная, бытовая, остальная; по эффективности использования энергии; по степени социальной значимости); по административно -территориальному делению; по надежности электроснабжения; по времени суток (дневная, ночная энергия), дням недели (рабочие, выходные, праздничные); по сезонам года и т.д.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности, т.е. рынок обмена энергией и мощностью между ее производителями, перепродавцами, электроснабжающими организациями и крупными потребителями, представляет собой организационно и технологически увязанную общность поставщиков и покупателей, включая посреднические организации. Оптовый рынок предполагает возможность различных форм как вертикальной, так и горизонтальной интеграции ее участников, осуществляемых во всех случаях с целью снижения суммарных издержек на производство и передачу электроэнергии, поддержания живучести и устойчивости единой системы электроснабжения.

Оптовый рынок электрической энергии и мощности представляет собой систему экономических взаимоотношений энергоснабжающих организаций между собой, а также с потребителями (перепродавцами) электрической энергии, основанную на конкуренции производителей и возможности свободного выбора энергоснабжающих организаций на поставку электрической энергии и мощности в долговременном плане или в темпе протекания процесса.

Участниками оптового рынка являются его субъекты, выступающие в роли продавцов и (или) покупателей электрической энергии и мощности или оказывающие услуги посреднического характера, а также услуги по координации технологического взаимодействия и коммерческих взаимоотношений между продавцами и покупателями.

Переход к рыночным отношениям в сфере оптовой торговли электрической энергией и мощностью максимизирует эффективность функционирования электроэнергетики как базы для снижения цен на электрическую и тепловую энергию. Достижение указанной цели на республиканском оптовом рынке электрической энергии и мощности обеспечивается решением следующих основных задач:

·  Формирование и развитие конкурентных отношений между основными участниками рынка;

·  Предоставление равных прав и возможностей как действующим участникам рынка, так и новым компаниям в выборе мест размещения энергоустановок в зоне действия рынка (свободный доступ);

·  Предоставление участникам рынка равных возможностей на получение полной информации об объемах спроса и предложения на энергию и ее ценах;

·  Координация технологического взаимодействия и коммерческих взаимоотношений участников рынка;

·  Создание условий для развития электроэнергетики на основе перспективного анализа спроса и предложения продукции на рынке с учетом действующих механизмов рыночного регулирования;

Основными условиями функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности являются:

·  Централизованная оперативно-диспетчерская координация работы всех основных  технологических звеньев производства и передачи электроэнергии;

·  Согласованность механизма рынка с государственным регулированием ценообразования у конечных потребителей;

Под потребительским рынком электроэнергии понимается система снабжения энергией потребителей, представляющих собой организационно и технологически увязанную общность группы электроснабжающих предприятий с подключенными к ним потребителями. Потребительский рынок обеспечивает начальный этап обращения конечного продукта  деятельности поставщиков электрической энергии в один из исходных продуктов производства у потребителей.

В качестве поставщиков-продавцов электрической энергии на потребительском рынке выступают областные распределительные компании. Покупателями электрической энергии здесь являются прежде всего бытовые потребители, а также хозяйственно-самостоятельные организации, предприятия, компании, фирмы, представляющих собой, как правило, конечных потребителей, не участвующих в оптовом рынке в силу ограничений по потребляемой мощности.