Особенностью рельсового пути как цепи с распределенными параметрами является неоднородность его электрических характеристик. Для таких целей методика расчета импульсных напряжений токов молнии, стекающих с рельсов в землю, состоит в следующем.
Рассмотрим неоднородную рельсовую сеть (рис. 5), состоящую из двух участков. Первый участок имеет длину 2l, второй бесконечно простирается влево и вправо от первого. При анализе импульсных процессов будем считать, что влияние емкости рельс — земля, активного сопротивления рельсов на значение напряжений рельс — земля незначительно. Правомерность принятых допущений показана ниже. Предположим также, что ток молнии стекает со средней точки рельсовой сети, длина которой 2l.
Рис. 5. Расчетная
схема замещения неоднородного участка рельсового пути: |
С учетом принятых допущений операторное выражение входного сопротивления рельсового пути имеет вид [2, 3, 4]:
(1) |
при |
где L1, L2 — индуктивности 1 км контуров рельс — земля соответственно первого и второго участков, Гн/км; rп1, rп2 — переходное сопротивление 1 км рельсового пути относительно земли первого и второго участков, Ом·км.
Для упрощения известная волна тока молнии (рис. 6) при производстве расчетов может быть заменена треугольным импульсом [2].
Рис. 6. Представление волны тока молнии в виде косоугольных импульсов |
В интервале времени 0 £ t £tф ток молнии изменяется по закону:
i = k1t – k1/p2, |
где k1 — коэффициент, характеризующий крутизну нарастания тока молнии.
Тогда операторное выражение напряжения рельс — земля в месте вытекания тока молнии
(2) |
После упрощений полученное выражение может быть переписано в виде:
(3) |
при p = (1 – a) / (1 + a). |
Используя обратное преобразование Лапласа, выражение для нахождения напряжения рельс — земля в месте втекания косоугольного тока в неоднородную рельсовую цепь получим в виде [2, 3]:
(4) |
Формула (4) справедлива в интервале времени 0 £t £ tф, где при t ³ tф распределение во времени напряжения рельс — земля
(5) |
где k2 — коэффициент, характеризующий ток молнии при t ³ tф.
Оценим допущения, принятые при анализе распределения напряжения в импульсном режиме. С этой целью рассчитаем напряжение рельс — земля в месте втекания в рельсовый путь тока молнии для схемы, где учтена зависимость индуктивностей, активного сопротивления рельсов от частоты, а также емкость рельс — земля.
Действительно, входное сопротивление рельсового пути на требуемой частоте с неоднородными электрическими параметрами определяется следующим выражением [2, 3]:
(6) |
где Zвп, Zвс — волновое сопротивление рельсового пути перегона и станции длиной 2l; gс — коэффициент распределения рельсового пути на станции.
Будем искать схему замещения рельсового пути в виде двухполюсника, состоящего из К параллельно соединенных RL-цепочек, изображенных на рис. 7.
|
Рис. 7. Схема
замещения рельсового пути для расчета импульсных напряжений |
Неизвестные параметры RiLi определяются из условия совпадения частотных характеристик рельсового пути Zвх(jw) и схемы замещения Zсз(jw) при различных значениях К и частоты w1, w2,…, wК. Мы получим, таким образом, систему из К комплексных нелинейных уравнений относительно неизвестных RiLi:
(7) |
здесь m = (1, 2, …, K), которая распадается на 2К действительных уравнений с двумя неизвестными:
(8) |
В [3, 4] приводится аналитический метод решения системы нелинейных уравнений (8) при К = 3.
По изложенному алгоритму была составлена программа расчета параметров схемы замещения рельсового пути. Достаточно высокая точность получена при трех ветвях. В качестве узлов интерполяции частотных характеристик брались значения круговой частоты w1 = 75 000 с–1, w2 = 200 000 с–1, w3 = 300 000 с–1, охватывающие спектр импульсов атмосферных перенапряжений. Погрешность аппроксимации мнимой и вещественных частотных характеристик рельсового пути в диапазоне частот 25 000 < w < 300 000 не превышала 5 %. На рис. 8 приведены зависимости параметров схемы замещения однопутного участка при наличии на станции двух и четырех путей от переходного сопротивления рельс — земля. Расчеты показали, что зависимость параметров схемы замещения от длины станции незначительна. По этой причине полученные результаты могут быть использованы при расчете напряжения в месте втекания тока молнии в рельсовый путь n-путного участка.
Рис. 8. Зависимости активной (Ri) и индуктивной (Li) составляющих рельсов на однопутном участке при двух (а, б) и четырех (в, г) путях на станциях при импульсном режиме тока молнии |
Представим ток молнии в виде затухающих колебаний (4). Тогда в операторной форме [3, 4]
(9) |
при
где р1 и р2 — корни характеристического уравнения. При этом уравнение (9) принимает вид:
(10) |
Мгновенное значение напряжения рельс — земля при х = 0 рассчитывается по формуле
(11) |
|
при |
Анализ расчетов, выполненных согласно (9) и (11), показал, что расхождения между ними не превышают 10 %. Тем самым в дальнейших практических задачах для расчета распределения напряжений по длине рельсового пути можно использовать операторный метод, т. е. не учитывать зависимость первичных электрических параметров рельсового пути от частоты и исключить из расчетной схемы емкость рельс — земля.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.