Таблица 2.6.
Планомерность производства товарной продукции за 2000-2003 г.г. с использованием коэффициента вариации.
Показатель |
Год |
|||
2000 |
2001 |
2002 |
2003 |
|
Коэффициент вариации |
Таким образом, основываясь на данных, приведенных в таблицах 2.5. и 2.6. можно сказать, что на протяжении последние четыре года фактический выпуск товарной продукции отличался от планового. Ритмичность производственного процесса по кварталам отклонялась от графика в среднем на 1-2 %.
Основными причинами отклонения производственного процесса от графика производства, являются неравномерность в поставке сырья и частичная сезонность некоторых видов продукции.
2.6. Оценка работы ЗПТН по методу SWOT.
Метод SWOT – один из самых распространенных и признанных методов оценки среды предприятия. В рамках данного метода предприятие, с одной стороны, выявляет и оценивает собственные сильные и слабые стороны, с другой стороны, определяет возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде.
Для контроля и оценки внешних, по отношению к предприятию, факторов с целью предвидения потенциальных угроз и возможностей, необходимо проводить периодический анализ внешней среды. Цель данного анализа – выявление главных возможностей, открывающихся перед предприятием и угроз его деятельности.
Внешняя среда подразделяется на:
- микросреду (среда ближайшего окружения) – силы, непосредственно связанные с деятельностью предприятия на рынке. Эту среду можно контролировать;
- макросреду (общая среда) – внешние силы и факторы, которые существуют и действуют независимо от усилий предприятия.
Анализ макросреды предприятия:
1. Экономические факторы.
1.1. Темп инфляции – высокий. Уровень инфляции за 2002 г.- 40%; проект на 2003 г. – 24%.
1.2. Налоговая ставка – высокая – 17,5% выручки от реализации продукции предприятие перечисляет в республиканские и местные бюджеты. Налоги на продажу – 0,2%, платежи в республиканский бюджет – 1,8%, в местный бюджет – 2,2%.
1.3. Бюджетный дефицит: Из общей суммы счетов, подлежащих оплате белорусскими предприятиями, 20,5% приходится на расчеты с зарубежными поставщиками. Более 60% предприятий имели на начало года просроченную кредиторскую задолженность. А денег на счетах предприятий хватало на 1.01.03 г. хватало, чтобы оплатить только 14% просроченных счетов против 19,7% на начало 2002 года.
1.4. Государственная политика в области деятельности предприятия направлена на поддержку экспортеров.
1.5. Положение отрасли, в которую входит предприятие относительно тяжелое. Уменьшился объем экспорта в целом по концерну, в основном это нефтепродукты.
2. Рыночные факторы.
2.1. Уровень конкуренции в отрасли – высокий; нет ни одного товара, который был бы уникальным, кроме углеродных сорбентов. В связи с тем, что ЗПТН реализует свою продукцию как в РБ, так и за ее пределами, оно имеет множество конкурентов. Конкуренция непосредственно влияет на уровень цен на продукцию и величину сбыта ЗПТН и вынуждает предприятие повышать производительность труда, производить продукцию более высокого качества и т.д.
2.2. Демографические условия: В последнее время в РБ наблюдается падение рождаемости и увеличивается уровень смертности. В связи с этим происходит уменьшение потребителей, снижение замены кадров, сокращение спроса, уменьшение доходов.
3. Технологические факторы.
3.1. Прогресс в использовании сырья и материалов: Постоянно ведется поиск более дешевых и качественных материалов.
3.2. Изменения в технологии производства и технологические инновации: Периодически на предприятии происходит внедрение новых технологий в процесс производства продукции. Совершенствование технологий позволит увеличить срок службы производимой продукции, снизить на нее цены, увеличить качество и др.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.