Модуль 2. Планирование маркетинговой деятельности в коммерческом банке
Глава 2.1. Стратегическое планирование маркетинга в коммерческом банке
Изучив материал данной главы, студенты будут знать:
понятие стратегического плана и его преимущества для коммерческого банка;
этапы стратегического планирования и их содержание.
Современная экономическая ситуация в России характеризуется динамизмом и в ряде случаев непредсказуемостью. Для того чтобы иметь перспективы в таких условиях руководство и специалисты коммерческого банка должны ответить на следующие вопросы:
В какой среде действуют коммерческий банк?
Кто является конкурентом коммерческого банка?
Каковы сильные, слабые стороны конкурентов и перспективы их развития?
Какие действия нужно предпринять руководству коммерческого банка в ближайшей и более отдаленной перспективе, чтобы достичь целей?
Ответить на все эти вопросы позволяет грамотно разработанный маркетинговый план. Выделяют стратегический маркетинговый план, который рассчитан на период 3-5 лет и оперативный план, продолжительностью до 1 года.
Потребность в стратегическом планировании обусловлена преимуществами, которые дает такой план:
образуется информационная база, позволяющая выработать план действий и гибко реагировать на изменения в макросреде;
создаются условия для решения ряд финансовых проблем: оптимизации прибыли, повышения рентабельности, увеличения размера собственного капитала и рыночной стоимость самого банка;
расширяется или стабилизируется рыночная доля за счет выбора более перспективных групп клиентов и учета слабых и сильных сторон конкурентов на конкретных рынках;
повышается эффективность управления активами и пассивами банка;
снижается риск банковских операций;
появляется возможность рационально планировать и претворять в жизнь элементы комплекса маркетинга;
увеличивается вероятность соблюдения действующих нормативов и скорость адаптации к их изменению в будущем;
растет эффективность управление различными областями деятельности банка: кадрами; технологиями; инновациями; инвестициями; финансами; операциями и т.д.;
становится реальным своевременное выявление тревожных симптомов в деятельности коммерческого банка и их разрешение;
ускоряется деловая активность банка.
Рассмотрим основные этапы стратегического планирования (рисунок 7).
Этапы разработки стратегического плана маркетинга для коммерческого банка
Рисунок 7
Первоначально руководству банка необходимо выработать общий подход к осуществлению стратегического планирования. На данном этапе разделяют функции и ответственность между разными уровнями управления; проводят переподготовку кадров, обучив их основам планирования; определяют сроки формирования отдельных разделов плана и ответственных за их разработку, составляют график планирования (таблица 2). В разработке стратегического плана маркетинга участвует высшее руководство коммерческого банка, специалисты отдела маркетинга и представители других структурных подразделений (плановый отдел, отдел по работе с клиентами, отдел развития, внешние консультанты).
Таблица 2 - График подготовки отдельных разделов плана маркетинга
Сроки |
Мероприятия |
Ответственные |
Примечания |
Июль - август |
**Сбор и анализ информации для осуществления ситуационного анализа; **Привлечение консультантов, создание плановой комиссии и т.д. |
Отдел маркетинга, отдел развития Кадровая служба |
Использовать умение, знания и информацию всех подразделений. |
Далее разработка отдельных разделов стратегического плана |
На следующем этапе стратегического планирования руководство банка должно в общих чертах описать свою будущую деятельность и перспективы, то есть сформулировать заявление о миссии, образе и ценностях. Определяя образ банка, нужно ответить на ряд вопросов:
каким должен быть банк и почему?
Как будет развиваться продуктовый ряд?
Какой будет его организационно-управленческая структура, иерархия ценностей?
Каким образом достичь намеченных ориентиров?
Что для этого будет делать высшее руководство, специалисты среднего звена, рядовые сотрудники?
Каковы характеристики будущей клиентуры и т.д.?
Приведем пример заявления об образе:«Банк «Э» - универсальный банк, предлагающий полный комплекс услуг по осуществлению расчетно-кассового обслуживания предприятий, кредитованию предприятий угольной, пищевой промышленности, сельскохозяйственных, торговых предприятий, объектов малого и среднего бизнеса. Банк совершенствует технологи обслуживания клиентов, повышает его качество, имеет разветвленную сеть филиалов. Хорошо подготовленный, умелый в обращении с клиентами персонал готов проконсультировать существующих и потенциальных клиентов по всем финансовым вопросам. Организационная структура банка - дивизиональная с ориентацией на клиента. Банк поддерживает экономические и социальные ценности. Руководство банка ориентированно на разработку и реализацию стратегических линий развития, а сотрудники стремятся с наибольшей эффективностью выполнять свой индивидуальный план и должностные инструкции. Клиентом банка может стать каждый, кто заинтересован в рациональном вложении денег и их приумножении».
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.