Планирование маркетинговой деятельности в коммерческом банке. Стратегическое планирование маркетинга в коммерческом банке, страница 4

Независимо от того, какой вид рынка выбрал банк для обслуживания, он может еще более тщательно подразделить рынок на части, так как в условиях растущей конкуренции невероятно трудно удерживать лидерство по обслуживанию клиентов на всех сегментах рынка. Осуществляя сегментирование рынка, кредитное учреждение получает возможность концентрировать свою деятельность на более выгодных для него областях и продуктах, рационально использовать имеющиеся ресурсы, более удачно разрабатывать и реализовывать маркетинговую стратегию. Типология сегментирования рынка банковских услуг представлена в таблице 4. Примеры сегментирования розничного рынка банковских услуг представлены в учебном пособии «Банковский маркетинг» на страницах 82-84.

Для проведения сегментирования рынка нужно  иметь отлаженную маркетинговую информационную систему (МИС) и систематически проводить маркетинговые исследования. Основой МИС являются надежные источники информации, среди которых наиболее важными служат: собственная база данных, газеты и другие периодические издания, экономические обзоры, правительственные документы и нормативная база, отчеты ЦБ и конкурентов о своей деятельности, отчеты по странам, которые составляет Европейский банк реконструкции и развития и МВФ; данные, полученные из маркетинговых исследований, проводимых самим банком, информация об экономическом состоянии, тенденциях деловой активности банков-клиентов, сведения, полученные от служащих банка, консультантов. Итогом изучения внешних факторов является резюме по внешнему анализу. Для обобщения информации по внешнему анализу удобно использовать форму, представленную в таблице 5.

Таблица 3 – Сопоставление особенностей работы на розничном и оптовом рынке банковских продуктов и услуг

Факторы для сравнения

Розничный рынок банковских продуктов и услуг

Оптовый рынок банковских продуктов и услуг

1

2

3

Специфические черты рынка

*  высокий уровень наглядности;

*  наличие общих подходов к формированию продуктовой политики между банками;

*  следование четким стандартам ценообразования;

*  специфическое поведение клиентов (приобретение услуг в основном на эмоциональной основе);

*  воздействие местных условий, обычаев и т.д. на возможности функционирования банка;

*  наличие нескольких сегментов: богатые вкладчики, имеющие крупные суммы  вкладов (размер этих вкладов превышают 100 тысяч рублей), люди с высоким уровнем дохода (вклады от 20 тысяч рублей до 100 тыс. рублей), малодоходные клиенты (их большинство, но их вклады составляют основу депозитной базы банков);

*  рост автоматизации обслуживания клиентов;

*  обострение конкурентной борьбы в области привлечения средств и предоставления кредитных услуг;

*  слабая связь между кредитами и депозитами;

*  рынок географически обширен и рассредоточен.

Характеризуется высокой степенью конфиденциальности, тщательным исследованием потребностей своих клиентов и приспособлением своих продуктов к этим потребностям; нацеленностью на снижение цен; жесткой конкуренцией; развитием и признанием системных продуктов (система управления наличностью, консалтинговые услуги, обработка информации и т. д.). Основа деятельности банка на этом рынке – логика и реализация экономических целей; жесткая конкуренция. На данном рынке высока степень риска по кредитным операциям. Работая на этом рынке, можно получить высокие доходы, но и затраты на обслуживание клиентов значительны, так как необходимо готовить высококвалифицированных специалистов, которые должны не только оказывать стандартные услуги, но и иметь специальные знания в различных областях. Кроме того, работая на оптовом рынке, банк вынужден приобретать современную технику и технологии, совершенствовать систему доставки и маркетинга.

Потребности клиентов на рынке

*  обеспечение безопасности хранения средств и рост сбережений (в зарубежной практике – оплата счетов);

*  финансирование больших текущих покупок;

*  создание накоплений и обеспечение будущего;

*  продажа или покупки иностранной валюты.

В связи с тем, что потребности достаточно однородны, банки, действующие на этом рынке, должны дифференцировать продукт, каналы сбыта, дополнительные услуги, привлекать розничных клиентов условиями оплаты долга и процентной ставкой, используя принципы массового маркетинга, рекламу, разветвленную сеть филиалов.

*  получение финансовых ресурсов для расширения объемов деятельности и других целей;

*  осуществление операций с иностранной валютой и ценными бумагами;

*  обслуживание долга и платежей, предоставление операций «Банк – грант».

Обслуживая эти потребности, банки имеют возможность расширять продуктовый ряд, предлагая операции по финансированию корпораций, выступлению в качестве гаранта, управлению наличностью, осуществлению кредитных операций, финансированию торговли, в том числе и внешней. Оптовые банкиры дифференцируют продуктовую политику за счет использования хорошей репутации, опыта и навыков специалистов в отдельных областях деятельности, возможностей предоставления премий, вознаграждений клиентам. В практической деятельности для поддержания своих позиций  на определенном рыночном сегменте они используют личные контакты, персональную продажу, менеджеров по связям с клиентами, консультантов и т.д.

Особенности конкурентной борьбы

*  завоевать внимание потенциальных клиентов;

*  сосредоточить внимание на конкурентоспособных характеристиках продуктов и разъяснении выгод, которые может получить клиент от их приобретения услуг (для этого нужно четко определить условия возврата долга, величину ставки, а так же подчеркнуть удобство и гибкость);

*  стараться удержать клиента, предлагая действительно качественные банковские продукты, дополнительные услуги, широко используя телефонный маркетинг;

*  иметь положительный имидж на всех уровнях и известность благодаря рекламе и пропаганде.

В связи с усилением конкуренции на оптовом рынке банковских услуг важно устанавливать доверительные отношения с клиентами;  обновлять знания об отрасли; усиливать репутацию и известность на рынке.

Таблица 3 (окончание)

1

2

3

Важнейшие элементы комплекса маркетинга

*  политика нововведений;

*  использование рекламной кампании и PR, методов стимулирования (например, подарки, более выгодные условия постоянным клиентам),

*  совершенствование системы доставки банковских продуктов через создание широкой сети филиалов, рационального режима работы, применение средств автоматизации.

Банк должен оказывать широкий спектр услуг, начиная с кредитования и предоставления депозитных услуг и завершая уникальными услугами. В области прочих элементов комплекса маркетинга особое внимание уделяется культуре обслуживания клиентов, организации персональной продажи, дополнительного обслуживания, услуг консультационного и информационного характера. Система доставки банковских продуктов должна быть ориентирована на удобство потребителей и сокращение времени обслуживания.

Дополнительные возможности в работе на рынке

*  клиенты, удовлетворенные работой будет рекламировать его среди своих друзей;

*  расширение рыночной доли можно обеспечить за счет привлечения новых вкладчиков;

*  обширная клиентская база позволяет получать  стабильный доход;

*  чувствительность потребителей к нововведениям позволяет тестировать новые продукты с минимальными усилиями.

*  можно упрочить репутацию банка, безупречно осуществляя продажу выбранных услуг;

*  получать дополнительную прибыль за счет реализации сопутствующих продуктов и дополнительных услуг;

*  опробовать и первыми внедрить новые продукты, используя внутренние резервы банка;

*  обеспечить надежную и стабильную клиентуру, тем самым создать основу для получения доходов и расширения рыночной доли.

Опасности в работе на рынке

*  жесткая конкуренция, быстрое реагирование клиентов на изменение ценовой политики, условий возврата долга, процентной ставки;

*  большие объемы деятельности и как следствие снижение качества обслуживания;

*  клиент может сменить банк при первой же неудачной сделке, причем с минимальными затратами для себя.

Работая на оптовом рынке, банк предоставляет  услуги, которые ведут к связыванию финансовых ресурсов на длительный период, а в ряде случаев банк лишается возможности получить свои средства обратно, так как клиент признается банкротом. Потенциальный и реальный клиент может продолжать работу с банком-конкурентом, и это обстоятельство вполне устраивает потребителя, но в таком случае анализируемый банк лишается возможности получить дополнительный доход. Кроме того, банк может превратиться в неоплачиваемого консультанта, когда клиенты приходят, узнают условия, выявляют плюсы и минусы в сотрудничестве с банком и уходят, не заключив сделки. Негативная информация о деятельности банка быстро распространяется в среде потребителей и вызывает отрицательную реакцию целевого рынка.