Планирование маркетинговой деятельности в коммерческом банке. Стратегическое планирование маркетинга в коммерческом банке, страница 2

После того как заявление об образе составлено, руководство формирует миссию, т.е. определяет причину своего существования на рынке. Миссия представляет собой сжатое заявление о роли коммерческого банка и его ключевых целях в перспективе, ориентированной на потребителя. Миссия должна быть сформулирована предельно четко,  восприниматься всеми сотрудниками и клиентами банка. Она  разрабатывается на длительный период. Однако с течением времени  и изменением приоритетов кредитного учреждения, миссия может уточняться. Миссия определяется несколькими элементами: историей банка, предпочтениями собственников и управляющих, рыночной средой, ресурсами, деловыми способностями и возможностями. Правильно сформулированная миссия основывается на ограниченном количестве целей, в ней обозначаются основные направления политики и приоритеты коммерческого банка, она определяет основные поля конкуренции (промышленное, продуктовое, деловых навыков, рыночного сегмента, вертикальной интеграции, географическое).  Миссия детализирует статус банка и обеспечивает направления и ориентиры для определения целей и стратегии на различных организационных уровнях. Формируя миссию, руководство кредитно-финансового учреждения выявляет основные категории клиентов и их потребности. Правильно сформулированная миссия позволяет четко очертить сферу предпринимательской деятельности или иначе точку бизнеса. Д. Эйбелл предложил модель определения точки бизнеса. В основе этой модели три измерителя: клиенты или группа клиентов, потребности, способы удовлетворения потребностей. Эти измерители можно преобразовать в вопросы, на которые должен ответить любой банк:

*  Что следует удовлетворять?

*  Кто получает удовлетворение?

*  Как удовлетворяются потребности?

Эту модель можно представить графически (рисунок 8). Ось «потребность» указывает на те потребности клиентов, которые будет удовлетворять банк, предлагая различные товары и услуги.  Ось «технология» - показывает то, как будут удовлетворяться потребности. Ось «клиенты» - определяет категории покупателей, которые нуждаются в удовлетворении потребностей.

Модель определения точки бизнеса по Д. Эйбеллу

Рисунок 8

Приведем примеры формулировки миссий. 1. «Банк «Д» направляет свою деятельность по коммерческому росту на повышение качества услуг, усиление своих финансовых позиций, а так же ликвидности, надежности и конкурентоспособности». 2. «Банк «Э» - является универсальным банковским учреждением. Он  оказывает банковские и иные услуги на оптовом и розничном рынке в Приморском крае. Он будет функционировать последовательно и надежно. Развивая сеть филиалов, оснащенных современной техникой и высококвалифицированными кардами, являющимися гарантом предоставления услуг на высоком качественном уровне, позволяет обеспечить доступность услуг для всех потребителей. Банк будет всегда стремиться предлагать конкурентоспособные цены, ставки и строить свою деятельность, ориентируясь на предпочтения клиентов».

В процессе стратегического планирования важно сформулировать ценности банка. Ценности оказывают влияние на стратегические цели кредитной организации. Ценностные ориентиры формируются под влиянием опыта, демографических переменных, экономического положения. И. Ансофф утверждает, что стратегическое поведение находится под влиянием ценностей. В управленческой науке выделяют несколько видов ценностных ориентиров (рисунок 9). Выбирая ценности, придерживаются определенной последовательности действий. Во-первых, руководство должно перечислить ценности, важные для банка в текущем периоде и в будущем; во-вторых, выявить тенденции и ключевые организационные ценности; в-третьих, установить, есть ли расхождения между текущими ценностями банка и перспективами; в-четвертых, определить каким образом ключевые ценности повлияют на развитие банка, на проявление его достоинств и сглаживание недостатков.

Виды ценностей

Рисунок 9