Планирование маркетинговой деятельности в коммерческом банке. Стратегическое планирование маркетинга в коммерческом банке, страница 5

В процессе ситуационного анализа необходимо провести анализ внутренней среды, т. е. факторов, действующих внутри банка, и контролируемых руководством и специалистами. Система внутренних факторов представлена на рисунке 11. Краткая характеристика внутренних факторов приведена в учебном пособии «Банковский маркетинг» на страницах  91-100. Для обобщения информации по внутреннему анализу удобно использовать таблицу 6.

В заключение ситуационного анализа составляется таблица SWOT-  анализа, где приводятся сильные и слабые стороны в деятельности банка, а так же  возможности и угрозы со стороны внешней среды (таблица  7). Такая таблица является основой для разработки конкурентного преимущества банка. Итак, ситуационный анализ - это ключевой этап стратегического планирования. От тщательности его проведения зависит насколько оптимальным, достижимым, согласованным будет стратегический план.

Таблица 4 - Типология рыночной сегментации

Виды рынка

Принятые параметры

Типология сегментирования

Розничный рынок

(частные вкладчики)

*  административно территориальное деление;                                                   

*  плотность населения;

*  численность населения.                             

Географическая

*  пол;

*  возраст;

*  место работы;

*  доход;

*  образование;

*  нация;

*  раса;

*  жизненный цикл семьи.

Демо – социально - этнологическая

*  стиль жизни;

*  ценности;

*  реакция на продукт;

*  темперамент;

*   характер;

*  размер собственности;

*  размер и качество банковских услуг;

*  отношение к риску.

Психографическая

Оптовый рынок (малый бизнес, средний бизнес, крупные корпорации)

*  текущие и потенциальные характеристики продуктов и услуг.

Функциональная

*  размер и качество банковских услуг;

*  отношение к риску;

*  объем деятельности;

*  размер собственности.

Поведенческая

*  принадлежность к определенной; отрасли, сфере деятельности.

Отраслевая

Таблица 5 -  Резюме по внешнему анализу

Составляющие

Краткая характеристика составляющих

Оценка перспектив

возможность

угроза

1. Нормативная среда

2. Экономика

3. Конкуренция

4. Техника (технология)

5. Социально культурные факторы

6. Политические факторы

6. Рынок

Таблица 6 -  Резюме по внутреннему анализу

Составляющие

Характеристика составляющих

Оценка

Анализируемый банк

Конкуренты

Сильная сторона

Слабая сторона

1. Организационно-управленческая структура

2. Кадровая политика

3. Политика банка в различных областях

4. Финансовое состояние

5. Маркетинговая информационная система

6. Система маркетинговых исследований

7. Операции

8. Предоставленные услуги

9. Маркетинг

10. Успехи и неудачи банка

Внутренние факторы, отслеживаемые коммерческим банком при проведении ситуационного анализа

Рисунок 11

Таблица 7- SWOT анализ

Сильные стороны

Слабые стороны

Возможности

Угрозы

Коммерческий банк должен определить цели деятельности на рынке. Цели формулируются на основе миссии коммерческого банка и его ценностей. Они должны обладать рядом характеристик: конкретность и изменяемость; ориентация во времени; достижимость непротиворечивость. Приведем пример формулировки стратегических целей. «Банк «Э» ставит следующие стратегические цели: