В отечественной и зарубежной практике наряду с другими средствами механизации все большее применение находит комплекс самоходного оборудования, где в качестве транспортного оборудования использованы самоходные вагоны на пневмошинах и различные самосвалы. Область применения самосвалов ограничена мощностью залежей ископаемых, тогда как самоходные вагоны находят довольно широкое применение при разработке как мощных, так и маломощных залежей.
Высокие технико-экономические показатели, достигнутые на использующих комплекс самоходного оборудования рудниках как в цветной металлургии, так и при добыче горнохимического сырья, привели к созданию и освоению промышленного производства отечественных вагонов Гипроуглегормашем и Воронежским заводом горнообогатительного оборудования.
Шахтный самоходный вагон ( ШСВ ) представляет собой транспортный сосуд, состоящий из бункер-кузова со встроенным в его днище конвейером, установленный на самоходном шасси (рис. 1).
Рис. 1. Самоходный вагон типа ВС .
ШСВ являются одним из важнейших видов безрельсовых транспортных средств, применяемых на подземных горных работах.
Самоходные вагоны используются на подземных работах как в качестве основного вида транспорта, так и в сочетании с другими видами доставочных средств: электровозной откаткой, конвейерным транспортом, скреперной доставкой и др.
ШСВ получили наиболее широкое распространение при разработке пологопадающих месторождений. Их применение в комплексе с мощными погрузочными машинами позволяет получить по сравнению со скреперной доставкой значительно более высокую производительность труда при доставке горной массы, т. е. эффективность работы вагонов в меньшей степени зависит от расстояния транспортировки.
В связи с тем, что самоходные вагоны могут эффективно работать и при увеличенной ширине панели ( до 200 – 300 м. и более ), применение их способствует сокращению объема как полевых, так и рудных подготовительных и нарезных выработок. В некоторых случаях необходимость проведения полевых подготовительных выработок полностью устраняется.
Высокая маневренность безрельсового транспорта в отличие от основных схем скреперной доставки дает возможность оставлять опорные целики не по строго опре-деленному порядку. Используя это преимущество самоходных вагонов, можно достигнуть существенного увеличения содержания полезного компонента в вынимаемых запасах путем расположения целиков в более бедных участках залежи.
Самоходные вагоны дают возможность повысить мобильность и мощность всего технологического оборудования благодаря переводу последнего на способ передвижения собственным ходом. Поэтому эффективность применения их резко возрастает при разработке:
· тонких и средней мощности (от 1 до 5 м) залежей, когда для обеспечения заданной производительности шахты необходимо иметь и широкий фронт работ, и высокую интенсивность очистной выемки;
· месторождений, неоднородных по качеству руды, требующих для урегулирования содержания полезного компонента в извлекаемых запасах, частой переброски оборудования в смежных очистных забоях;
· изолированных друг от друга небольших рудных тел, подготовка которых отдельными откаточными выработками с электровозным или конвейерным транспортом зачастую нерентабельных;
· месторождений, характеризующихся этажностью и относительной компактностью площади оруденения, когда поэтажная подготовка с применением электровозного или конвейерного транспорта также экономически нецелесообразна.
Способность самоходных вагонов преодолевать довольно значительные уклоны пути используется при обработке залежей со сложной гипсометрией почвы. В таких случаях обычно осуществляется рудная подготовка месторождения, позволяющая вести попутную добычу полезного ископаемого, а также развить очистную выемку непосредственно за проведением подготовительных выработок. Кроме того, создается возможность детально разведать месторождение в процессе ведения подготовительных работ.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.