С другой стороны, существуют методы, основанные на явлении избирательного переноса при трении, позволяющие повысить износостойкость прецизионных пар при смазывании их низкоуглеродистыми жидкостями в 2...3 раза [6]. Для реализации избирательного переноса в стальных парах необходимо наличие поверхностно-активной смазки, определенного уровня термомеханической активации трущихся поверхностей, покрытия, состоящего из сплава металлов на сопряженных поверхностях или металлосодержащей смазки.
С целью выявления компонентов среды для нанесения покрытий на поверхности стальной прецизионной плунжерной пары был проведен анализ известных способов и свойств получаемых покрытий на стальных поверхностях трения.
Установлено, что наибольшей износостойкостью обладают покрытия, осаждаемые из состава, содержащего соли меди и никеля в качестве пленкообразующих веществ, а также восстановитель и поверхностно-активные вещества [6].
Такие покрытия обладают значительной адгезией к подложке, за счет того, что никель с железом образуют твердый раствор.
Прецизионные плунжерные пары имеют бесконтактное уплотнение, а избирательный перенос возможен лишь при граничной смазке, когда достигается необходимый уровень термомеханического активирования для его реализации. Поэтому для протекания первой фазы избирательного переноса в плунжерной паре (образование металлической пленки) необходимо «третье тело», которое бы активировало закаленные стальные поверхности в местах износа и не изнашивало образующееся покрытие.
При безразборном нанесении покрытий на изношенные места плунжерных пар важным является определение момента окончания процесса нанесения покрытия, иначе, при отсутствии контроля за процессом происходит заклинивание плунжера во втулке и потеря работоспособности топливного насоса. Анализ конструктивных особенностей прецизионной плунжерной пары и ее работы в топливном насосе высокого давления показал, что наиболее чувствительным параметром, реагирующим на изменения при нанесении покрытия, является сила трения на перемещение плунжера во втулке при возвратно-вращательном движении. На совершение этого движения затрачивается мощность, необходимая для преодоления сил трения плунжера во втулке. Таким образом, приведя плунжер в возвратно-вращательное движение от внешнего источника энергии, возможно контролировать изменение степени восстановления плунжерной пары и момент окончания процесса нанесения покрытия путем регистрации потребляемой мощности.
При нанесении покрытия на поверхности плунжерных пар на объем просачивания рабочей среды через места износа и на интенсивность термомеханической активации сопряженных поверхностей плунжера и втулки в основном влияет скорость перемещения плунжера во втулке и давление в надплунжерном пространстве рабочей смазочной среды для нанесения покрытия [6].
Разработанная технология предусматривает при каждом третьем ТО в соответствии с ГОСТ 20793–86 снимать ТНВД с двигателя и проверять на топливном стенде изношенность его плунжерных пар.
Степень изношенности плунжерных пар определяется по отношению разности цикловых объемных подач на номинальных и пусковых оборотах кулачкового вала ТНВД к величине цикловой подачи на номинальных оборотах [6].
, (1.2.1)
где – степень изношенности плунжерных пар; – цикловая подача на номинальных оборотах кулачкового вала ТНВД; – цикловая подача на пусковых оборотах кулачкового вала ТНВД.
Если показатель изношенности плунжерных пар , то топливный насос подвергается обычной регулировке с последующей установкой на двигатель. Если показатель изношенности следует провести безразборное восстановление работоспособности ТНВД трибохимическим нанесением покрытий. При ТНВД требует разборки и замены изношенных плунжерных пар.
Таблица 1.2 – Рекомендуемый состав для нанесения покрытий на изношенные поверхности плунжерных пар
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.