Управление дорог и гражданских сооружений мэрии г. Улан-Удэ. Основные нормативно - правовые акты, регулирующие деятельность Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, страница 4

Глава 2. Моделирование системы управления Управления дорог и гражданских сооружений

Перед описанием существующей системы управления СЭО и оценкой, оптимизацией результатов деятельности, необходимо смоделировать всю систему управления. Для этих целей будет использована методология, описанная в монографии Ю. И. Молоткова[1].

В рамках используемой методологии для начала необходимо выявить основные параметры модели системного управления СЭО, из чего составляется сама модель.

2.1 Формирование основных параметрических характеристик СЭО

Все параметрические характеристики СЭО можно разделить на следующие группы: параметры входа, параметры структурных компонентов и элементов, параметры выхода, системы и подсистемы управления функционированием и развитием, параметры, влияющие на деятельность СЭО. Параметры будут представлены в виде таблицы.

Таблица 2

Основные параметры СЭО

Наименование параметра

Обозначение

Характеристика и способ реализации

Параметры входа СЭО

1

Цель на входе СЭО

Q

В общем виде задается стратегической программой развития г. Улан-Удэ, конкретизируется специализированными программами развития дорожно-транспортной сети, ежегодными планами работ департамента

2

Ресурсы для достижения цели

R

Совокупность материальных, трудовых, финансовых, организационных, временных ресурсов и их оценка

3

Информация о состоянии СЭО

I

Формируется в виде отчетов о целях, ресурсах, планах и программах, реализуемых в департаменте (планово-экономический отдел)

4

Информация о состоянии предмета деятельности СЭО

Iгор

Содержит данные о состоянии дорожно-транспортной сети города Улан-Удэ. Предоставляется в виде отчетов, докладных записок профильными организациями (ПАТП, ДСУ, ОГИБДД)

Параметры структурных компонентов и элементов СЭО

5

Материально-техническое обеспечение деятельности

МТОД

Перечень и техническое описание объектов материально технического обеспечения труда (от мебели до используемых компьютерных программ), уровень обеспеченности сотрудников современными средствами производства

6

Персонал

П

Система управления персоналом (набор, обучение, переобучение, аттестация, управление карьерным ростом, формирование кадрового резерва, сокращение)

7

Технология

Т

Совокупность используемых в работе методик (система делопроизводства, регламенты и правила)

8

Финансы

Ф

В бюджете города определена смета расходов департамента на текущий год. Кроме того, финансирование реализации программ идет и через ТДФ

9

Процессы (организационно-технологические)

Пт

Система планирования, документального обеспечения (договоры и контракты о подрядах), реализации управленческих решений, учет и контроль исполнения решений

Параметры Выхода СЭО

10

Конечный результат на выходе

Q’

Отчеты о проведении работ (с указанием сроков, % выполнения плана)

11

Ресурсы после достижения цели

R’

Совокупность материальных, трудовых, финансовых, организационных, временных ресурсов, имеющихся в распоряжении СЭО после выполнения заданного количества работ, оценка ресурсов

12

Информация о состоянии СЭО после достижения цели

I’

Формируется в виде отчетов о целях, ресурсах, планах и программах, реализуемых в Департаменте; отражает степень влияния реализации поставленной цели на состояние СЭО

13

Информация о достижении цели и о состоянии предмета деятельности СЭО

Iгор’

Характеризует степень выполнения поставленных целей в виде отчетов о проведении запланированных работ; сводные системные характеристики дорожно-транспортной сети города (загруженность трансп. сетей, уровень травматизма на определенных участках дорог города и проч.)

Системы и подсистемы управления функционированием СЭО

14

Структура и система управления мэрии, департамента

Смд

Определяет тип структуры, иерархическую соподчиненность, оптимальную численность департаментов, управлений, отделов, служб, численность персонала

15

Информационная система

ИС

1) обеспечивает СЭО информацией об объекте управления для принятия эффективных управленческих решений

2) передает информацию о результатах деятельности СЭО внешней среде (PR)

16

Технология принятия решения

Тпр

Определяется установленной в мэрии системой делопроизводства; включает следующие стадии: разработка решения, согласование, корректировка, дополнительное согласование, утверждение (через правило  подписей)

Системы и подсистемы управления развитием СЭО

17

Система управления реализацией управленческих решений

Срр

Осуществление управленческого контроля над процессом реализации решения; корректировка уже принятого решения под изменяющиеся условия внешней и внутренней среды

18

Система качества продукта

Скп

1) качество принимаемых управленческих решений – своевременность, реалистичность, обоснованность, детальная проработка, согласованность.

2) качество реализации управленческих решений – степень соответствия конечного результата запланированному

19

Система инвестирования

И

Призвана обеспечить финансами инновационный процесс; сократить кассовые разрывы в производстве. Основная часть денег требуется в летний сезон, задержка финансирования работ грозит срывом всех годовых планов.

20

Система инноваций

СИ

1) инновации  в работе департамента – техника, технология, программное обеспечение, структура департамента и отделов

2) Инновации в дорожно-строительных работах, новые технологии благоустройства города, новые принципы в планировании и организации дорожного строительства

Параметры, влияющие на деятельность СЭО

21

Законодательство

L

Определяет принципы и сущность работы департамента как подразделения мэрии

22

Организации, взаимодействующие с СЭО

O

Совокупность предприятий и организаций, тем или иным образом ориентированных на работу департамента (ПАТП, ДСУ, МУПы, ГУПы, подрядчики, поставщики и прочее)

23

Внешняя среда

S

Жители города, СМИ, организации и учреждения, напрямую не связанные с работой департамента

24

Внешние факторы, влияющие на работу систем, подсистем СЭО

Xs

Решения, принимаемые вышестоящими органами власти (на уровне республики Бурятия, Российской Федерации); заключенные договора с другими муниципалитетами; природно-климатические условия, форс-мажорные обстоятельства

25

Управляемые переменные системы по обеспечению функционирования системы

Gf

Наличие в структуре департамента необходимых подразделений – юридический отдел, планово-экономический отдел, бухгалтерия, отдел кадров, отдел по общим вопросам

26

Управляемые переменные по обеспечению развития системы

Gr

Наличие в структуре департамента  подразделений, способствующих развитию СЭО – отдел реконструкции и развития, отдел по работе с рационализаторскими предложениями и проектами

27

Неуправляемые переменные, возникающие в системе

Gg

Обычно связаны со сбоями в работе СЭО – отрицательные неформальные коммуникации, негативная корпоративная культура, отсутствие обратной связи, нарушение коммуникаций, как между подразделениями, так и внутри них

28

Оператор связи – зависимость между входными и выходными параметрами СЭО

K

Подведение ежегодных результатов деятельности – соотнесение запланированных объемов работ с выполненными; определение процента выполнения стратегических программ развития города в конкретном периоде

29

Время реализации программ

t

Для текущих проектов – финансовый год, для долгосрочных стратегических программ время реализации определяется еще на стадии разработки проекта соответствующими организациями

30

Коэффициент оптимальности управления СЭО

Коу

Показатель эффективности достижения конечного результата – соотношение запланированного к выполненному за конкретный временной период.