Управление дорог и гражданских сооружений мэрии г. Улан-Удэ. Основные нормативно - правовые акты, регулирующие деятельность Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, страница 3

1.2 Характеристика и содержание нормативной  базы

Нормативно-правовые акты, касающиеся общих вопросов, принимаются на Федеральном уровне и определяют место дорожно-транспортного строительства в общей системе управления. ФЗ «Об основах местного самоуправления» относит вопросы дорожного строительства, как и ремонт дорог местного значения к предметам ведения муниципалитетов. Указ Президента о проведении дорожной реформы определяет общие принципы и направления реформирования дорожно-транспортного комплекса на территории России. В общем и целом, все нормативно-правовые акты, принимаемые на Федеральном уровне касательно исследуемого вопроса, можно охарактеризовать как декларативные, конкретизируют их НПА, принимаемые на уровне субъектов РФ и муниципалитетов.

Организационную среду каждого конкретного социально-экономического объекта, в том числе и департамента транспорта, определяют три базовых документа: положение о департаменте (включая положения об отделах), структура департамента и штатное расписание. В них определяются следующие основополагающие элементы: цели, задачи СЭО, права, обязанности, принципы работы, место департамента в общей структуре мэрии, отношения с другими подразделениями мэрии, организациями из внешней среды, количественный и качественный состав персонала, а так же постоянные издержки на содержание персонала департамента.

Вопросы, касающиеся собственно содержания работы департамента регулируются, в основном, распоряжениями и постановлениями главы департамента, мэра, а так же ГОСТами и общефедеральными стандартами, распространяющимися на данный вид деятельности. По большей части постановления и распоряжения принимаются согласно текущим потребностям муниципального образования и имеют временно-ограниченный вид. Например, Распоряжение «О проведении текущего ремонта городских дорог в 2005 году». Подобные НПА издаются каждый год с некоторыми изменениями, но по общепринятой схеме.

Аналогично большинство НПА, регулирующих финансовые вопросы, принимается на определенный календарный период или имеет отношение к какому-либо конкретному инциденту (невыполнение бюджета, снижение качества ремонта и т. п.). Законом о местном самоуправлении финансирование ремонта и строительства дорог, озеленение и благоустройство города относится к предметам ведения муниципалитета (за исключением дорог федерального значения). Для этих целей в каждом муниципальном образовании организуется Территориальный Дорожный Фонд (ТДФ), в котором аккумулируются средства дорожного налога. Часть средств уходит в Федеральный Дорожный Фонд, но все же большая часть остается на местах.

По роду своей деятельности рассматриваемый департамент взаимодействует со многими организациями: ПАТП, ДСУ, ОГИБДД города, Территориальный Дорожный Фонд, поставщики товаров и услуг, подрядчики и проч. Соответственно важную роль в работе департамента занимают НПА, регламентирующие взаимодействие с объектами внешней среды.

Обязательным элементом любой организации являются кадры, в данном случае для нас важны НПА, регулирующие данные вопросы. Служащие департамента в общем порядке подчиняются Федеральному Закону «Об общих принципах организации государственной и муниципальной службы в Российской Федерации», на них распространяется законодательство об административных правонарушениях, трудовое законодательство, а так же специальные Распоряжения и Постановления мэра и главы департамента.

Стоит отдельно отметить НПА, касающиеся стратегического управления и развития г. Улан-Удэ. Вся деятельность СЭО подчинена стратегическим программам развития.

1.3 Недостатки и пробелы нормативной базы СЭО

В ходе анализа нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность СЭО, были отмечены некоторые недостатки. Большая часть НПА обуславливает выполнение функций организации, координации и планирования. Функция прогнозирования прослеживается только в стратегической программе развития города.

Функция контроля представлена ГОСТами и нормативами, функция учета отсутствует. Во время сбора и анализа НПА не было найдено ни одного документа, касающегося исполнения функции учета деятельности департамента. Планы составляются каждый год, а результатов исполнения и обратной связи нет.