Управление дорог и гражданских сооружений мэрии г. Улан-Удэ. Основные нормативно - правовые акты, регулирующие деятельность Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса, страница 11

Управление дорог и гражданских сооружений входит в состав мэрии города Улан-Удэ, то есть представляет муниципальную власть. У органов местного самоуправления нет своих бюджетов, есть только смета расходов, заложенная в текущий бюджет города. Исходя из определения термина финансовый  менеджмент (вид деятельности, направленный на управление финансовыми ресурсами с целью получения максимальной прибыли), можно смело заявлять, что в органах муниципальной власти такой сферы нет и быть не может. В отличие от коммерческих организаций, органы власти в первую очередь должны решать социально-бытовые вопросы, ориентироваться на  долгосрочную социальную значимость принимаемых решений.

Тем не менее, в структуре Мэрии города есть Планово-экономический отдел и Организационно-контрольный отдел, которые и формируют организационную систему управления финансами: планирование финансов, моделирование и управление движением финансовых ресурсов, согласование смет расходов, оценка деятельности подотчетных организаций и использования ими выделенных финансовых ресурсов. При этом финансы – это не только деньги, но и способ обеспечения производственного процесса финансовыми ресурсами (формируются в виде сметы расходов департамента и каждого конкретного подотчетного предприятия).

Процесс планирования финансов осуществляется исходя из принятого плана производства (оформляется в виде распоряжений о проведении ряда строительно-ремонтных работ на следующий календарный год) с учетом цен на все виды материальных ресурсов для производства. В планово-экономическом отделе имеется свои программы и принципы расчета производственных и финансовых планов.

Смета расходов Управления сводится к планированию расходов 1) на функционирование Управления; 2) на проведение запланированных работ организациями-подрядчиками; планированию движение финансовых средств. Конечным итогом деятельности является факт исполнения сметы, который подтверждается бухгалтерскими балансами полученных из бюджета средств и произведенных расходов.

Для реализации плана работ и обеспечения его финансовыми ресурсами необходимо использовать системный контроль – отслеживание выполнения принятого плана работ и исполнения соответствующих смет расходов. Текущая деятельность организации по управлению финансами обеспечивается за счет выполнения следующих функций:

Текущий контроль состояния сметы, выявление причин и величины отклонений

Принятие мер по обеспечению финансами всех этапов работ в установленные сроки

Привлечение недостающих финансов для компенсации нехватки финансовых ресурсов и сокращения кассового разрыва

Общий контроль эффективности использования финансовых ресурсов подотчетными организациями

Обычно оценка эффективности использования финансовых ресурсов осуществляется через финансовые коэффициенты. Ввиду того, что основным финансовым документом Управления дорог и гражданских сооружений является смета расходов, использование финансовых коэффициентов (ликвидности, деловой активности, платежеспособности, рентабельности) практически невозможно.

Для финансовой оценки работы Управления можно использовать следующие показатели:

·  Относительная величина выполнения плана (отношение отчетных показателей к запланированным);

·  Относительная величина динамики (отношение отчетных показателей за прошедший и предыдущий календарные периоды).

Стоит отметить, что существует несколько способов вычисления данных относительных величин: в денежном эквиваленте и в натуральном эквиваленте. Причем выбор меры исчисления значительно влияет на результат: в денежном выражении план может быть перевыполнен (израсходовали больше, чем было запланировано), тогда как в натуральном выражении – в метрах квадратных отремонтированного дорожного полотна, например – недовыполнение плана. Налицо перерасход средств. Для оценки результатов деятельности необходимо применять оба метода исчисления в сравнении.