Мероприятия по повышению эффективности деятельности ООО. Основные рекомендации по повышению эффективности деятельности предприятия, страница 11

Мониторинг величины товарных запасов магазина можно проводить  с помощью АВС–анализа. С этой целью все товарные запасы нужно распределить по трем группам. В системе контроля за движением запасов (АВС- анализ) все виды запасов делятся на три группы исходя из их цены, количества и частоты расходования и др. Подобный анализ помогает контролировать движение более дорогих групп товарных запасов, величину запасов, его результаты лежат в основе расчета оптимальной величины заказа и периода поставок.

Категорию А составляют наиболее дорогостоящие виды запасов или которые имеют наиболее существенную долю (около 60%) в общем объеме ресурсов, которые требуют более точного учета и контроля. Необходимо тщательное отслеживание и сокращение сроков оборачиваемости товара, т.к. от периода оборота зависит потребность предприятия в оборотных средствах.       

К категории В относят запасы с меньшей долей в общей их величине (до 15-20%). Запасы этой группы участвуют в формировании товарного ассортимента, они требуют обычного ежемесячного контроля.

Категорию С образуют все остальные запасы, не играющие значительной роли в формировании финансовых результатов, имеющие низкую стоимость или низкий удельный вес в общем объеме. Их ценность состоит в том, чтобы иметь более широкий ассортимент по определенным товарным группам. [34]

В таблице 24 покажем распределение основного ассортимента товарных запасов  групп А, В, С по данным 2014 года для ООО «Мой город».

Особое внимание руководство магазина должно уделять планированию товарных запасов групп А и В как, а наличие товаров группы С обеспечивает достаточную ширину ассортимента магазина.

Анализ оборачиваемости запасов (таблица 9) показал замедление их оборачиваемости, что способствует увеличению потребности в оборотных средствах, находящиеся в товарных запасах, увеличению затрат на хранение товаров, а, следовательно, и ухудшению финансового состояния компании.

Таблица 24 – Распределение товарных запасов ООО «»

Наименование товара

Доля в выручке, %

Суммарная доля

Группа

алкогольная продукция

19,34

Первые

60%

А

колбасные изделия

9,82

молочная продукция

7,92

сигареты

7,14

безалкогольные напитки

7,56

мясо и мясные полуфабрикаты

6,37

пиво

6,15

Еще 30%

В

кондитерские изделия

5,02

хлебобулочные изделия

4,78

рыба

4,04

овощи

3,16

масло

3,62

фрукты

3,03

Остальные 10%

С

сыр

1,51

яйцо

2,63

прочие товары

3,2

Система управления товарами требуется постоянно совершенствование планирования и определения нормативной потребности в товарах. Произведем расчет норматива товарного запаса (таблица 25), используя экономико-статистический метод с помощью скользящей средней. [35]

Таблица 25 - Расчет плановой суммы товарного запаса магазина на 2015 год

Годы

Товарные запасы

Темп прироста, %

Условные обозначения

2012

564

8,36

К1

2013

847

45,18

К2

2014

936

10,51

К3

2015 (план))

1235

31,94

Кпл

Найдем плановую величину товарного запаса ТЗ:

К1ср = (8,36 + 45,18) / 2 =26,77

К2ср = (45,18 +10,51) / 2 = 27,85

Д = (26,77+27,85) / (3 - 1) = 27,3

Кпл = (27,85+ 27,3)/2 = 27,6

ТЗ план = 936 х (27,6 + 100) / 100 = 1194,3 тыс. руб.

Таким образом, плановая величина товарного запаса на 2015 год составит 1194,3 тыс. руб.