Мониторинг величины товарных запасов магазина можно проводить с помощью АВС–анализа. С этой целью все товарные запасы нужно распределить по трем группам. В системе контроля за движением запасов (АВС- анализ) все виды запасов делятся на три группы исходя из их цены, количества и частоты расходования и др. Подобный анализ помогает контролировать движение более дорогих групп товарных запасов, величину запасов, его результаты лежат в основе расчета оптимальной величины заказа и периода поставок.
Категорию А составляют наиболее дорогостоящие виды запасов или которые имеют наиболее существенную долю (около 60%) в общем объеме ресурсов, которые требуют более точного учета и контроля. Необходимо тщательное отслеживание и сокращение сроков оборачиваемости товара, т.к. от периода оборота зависит потребность предприятия в оборотных средствах.
К категории В относят запасы с меньшей долей в общей их величине (до 15-20%). Запасы этой группы участвуют в формировании товарного ассортимента, они требуют обычного ежемесячного контроля.
Категорию С образуют все остальные запасы, не играющие значительной роли в формировании финансовых результатов, имеющие низкую стоимость или низкий удельный вес в общем объеме. Их ценность состоит в том, чтобы иметь более широкий ассортимент по определенным товарным группам. [34]
В таблице 24 покажем распределение основного ассортимента товарных запасов групп А, В, С по данным 2014 года для ООО «Мой город».
Особое внимание руководство магазина должно уделять планированию товарных запасов групп А и В как, а наличие товаров группы С обеспечивает достаточную ширину ассортимента магазина.
Анализ оборачиваемости запасов (таблица 9) показал замедление их оборачиваемости, что способствует увеличению потребности в оборотных средствах, находящиеся в товарных запасах, увеличению затрат на хранение товаров, а, следовательно, и ухудшению финансового состояния компании.
Таблица 24 – Распределение товарных запасов ООО «»
Наименование товара |
Доля в выручке, % |
Суммарная доля |
Группа |
алкогольная продукция |
19,34 |
Первые 60% |
А |
колбасные изделия |
9,82 |
||
молочная продукция |
7,92 |
||
сигареты |
7,14 |
||
безалкогольные напитки |
7,56 |
||
мясо и мясные полуфабрикаты |
6,37 |
||
пиво |
6,15 |
Еще 30% |
В |
кондитерские изделия |
5,02 |
||
хлебобулочные изделия |
4,78 |
||
рыба |
4,04 |
||
овощи |
3,16 |
||
масло |
3,62 |
||
фрукты |
3,03 |
Остальные 10% |
С |
сыр |
1,51 |
||
яйцо |
2,63 |
||
прочие товары |
3,2 |
Система управления товарами требуется постоянно совершенствование планирования и определения нормативной потребности в товарах. Произведем расчет норматива товарного запаса (таблица 25), используя экономико-статистический метод с помощью скользящей средней. [35]
Таблица 25 - Расчет плановой суммы товарного запаса магазина на 2015 год
Годы |
Товарные запасы |
Темп прироста, % |
Условные обозначения |
2012 |
564 |
8,36 |
К1 |
2013 |
847 |
45,18 |
К2 |
2014 |
936 |
10,51 |
К3 |
2015 (план)) |
1235 |
31,94 |
Кпл |
Найдем плановую величину товарного запаса ТЗ:
К1ср = (8,36 + 45,18) / 2 =26,77
К2ср = (45,18 +10,51) / 2 = 27,85
Д = (26,77+27,85) / (3 - 1) = 27,3
Кпл = (27,85+ 27,3)/2 = 27,6
ТЗ план = 936 х (27,6 + 100) / 100 = 1194,3 тыс. руб.
Таким образом, плановая величина товарного запаса на 2015 год составит 1194,3 тыс. руб.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.