Методология построения нормативных документов, регламентирующих деятельность ОАО, страница 4

2. На основании полученных данных формулируются требования к изделию (СИР).

3. Цель анализа конкурентоспособности устанавливается совместно со службой обеспечения качества, ПЭО, работы координирует зам. директора завода по маркетингу.

4. Все последующие этапы оценки конкурентоспособности, следующие за определением перечня параметров оценки, могут выполняться сектором прогнозирования и планирования маркетинга (СПиП).

Группа технических параметров содержит: параметры назначения, эргономические, эстетические и нормативные параметры.

Группа экономических параметров содержит: структуру полных затрат потребителя (цена потребления). Полные затраты включают единовременные и текущие затраты.

Выбор базы сравнения производимой и требуемой рынком продукции включает:

1) определение цели оценки конкурентоспособности;

2) анализ состояния рынка, объема, соотношения спроса и предложения, перспектив их изменения;

3) выбор номенклатуры и установление величин параметров потребности покупателей оцениваемой и конкурирующей продукции;

4) после изучения потребностей потенциальных покупателей определяется номенклатура параметров, которыми пользуется производитель при оценке продукции на рынке, величины этих параметров и весомость каждого.

Конкурентоспособность оценивается путем сопоставления параметров анализируемой продукции с параметрами, необходимыми потребителю или с параметрами изделия-образца (форма 4).

2.1.6. Ценообразование.

2.1.6.1. Этапы процесса ценообразования имеют следующий вид:

 


1. Выбор цели ценообразования

 


2. Определение спроса

 


3. Анализ издержек

 


4. Анализ цен конкурентов

 


5. Выбор метода ценообразования

 


6. Установление окончательной цены

2.1.6.2. Выбор цели.

1) Обеспечение сбыта - главная цель в условиях жесткой конкуренции. Цель выбирается, когда:

а) ценовой спрос эластичен Эс > 1;

б) фирма стремится к увеличению совокупной прибыли путем некоторого снижения дохода с каждой единицы товара;

в) фирма предполагает, что увеличение объема реализации сократит относительные издержки производства и сбыта;

г) низкие цены отпугивают конкурентов;

д) существует большой рынок потребления.

Для достижения поставленной цели используют низкие цены для захвата большей доли рынка и увеличения объема продаж.

2) Максимизация прибыли. Цель годится для компании, занимающей устойчивое положение на рынке и стремящейся максимально использовать выгодную конъюнктуру рынка.

Разновидностями этой цели могут быть:

- установление фирмой стабильного дохода на ряд лет в разрезе средней прибыли;

- расчет роста цены и прибыли в связи с ростом стоимости капиталовложений;

- стремление к быстрому получению первоначальной прибыли.

Выбирая цель максимизации прибыли, нужно дать оценку спроса и издержек применительно к разным условиям цен и остановиться на таких ценах, которые обеспечат максимальную прибыль в планируемом отрезке времени.

3) Удержание рынка. Цель состоит в сохранении фирмой благоприятных условий для своей деятельности.

Для обеспечения цели фирма должна предотвращать спад сбыта и обострять конкурентную борьбу, следить за динамикой цен, появлением новых товаров, действиями конкурентов. Нельзя допускать излишнего завышения или снижения цен на свою продукцию, а также нужно снижать издержки производства и сбыта.

2.1.6.3. Определение спроса.

По каждой  единице товара нужно построить зависимость между ценой Р и уровнем спроса Q. Кривая спроса (рис.1) показывает, что чем выше цена Р, тем ниже спрос Q (количество проданного товара) - участок  ВС. Это типичная зависимость. Однако для престижных товаров зависимость, как правило, обратная - участок АВ.

        Р

С