Методология построения нормативных документов, регламентирующих деятельность ОАО, страница 10

Содержание перечисленных документов должно строиться по схеме, приведенной в 1-ом разделе методологии, и соответствовать рекомендациям, изложенным в главе 4 II-го тома отчета по договору в разделе, посвященному организации СТОК. Сегодня практически готов материал для создания всех документов организационного пакета, семи из девяти документов методического пакета и можно приступать к реальной подготовке почти всех документов регламентирующего пакета. Задержка с принятием окончательных вариантов этих документов связана с отработкой элементов СТОК на уровнеЭЯК  в цехе №04. В процессе этой отработки происходит фактическое внедрение документов системы на уровне цехов.

2.3.МЕТОДОЛОГИЯ ПОСТРОЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ, КАСАЮЩИХСЯ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИЭКОНОМИЧЕСКИХ И ФИНАНСОВЫХ СЛУЖБ

Регламентации деятельности финансовых и экономических служб в постсоветское время уделялось очень большое внимание. Однако это не привело к коренному изменению организации их деятельности в сторону повышения эффективности, так как их реформирование было направлено не на создание стройной, поддающейся логике системе, легко стыкующейся с западноевропейскими или североамериканскими системами, а на непродуманную компиляцию некоторых элементов этих систем. В результате мы не имеем такого комплекта директивных финансово - экономических документов, который позволял бы предприятиям эффективно функционировать в условиях рынка.

Из мировой практики известно, что успеха добиваются лишь те фирмы, финансово- экономическая система которых отличается способностью очень оперативно реагировать на изменение рыночной ситуации, мобилизуя внутренние и привлекая внешние ресурсы, а также перераспределяя их по направлениям, наиболее выгодным в краткосрочном или долгосрочном периоде (в зависимости от Миссии и глобальных целей фирмы). Это возможно лишь при такой системе учета и анализа всей деятельности предприятия, которая обеспечивает сбор и переработку данных в необходимую финансовую и экономическую информацию в такой форме и в таком порядке, которые позволяют оценить финансовое положение фирмы и ее наличные ресурсы (внутренние и доступные внешние), принять и осуществить оперативное решение в любой момент времени.

Предлагаемая нами организация финансово - экономической системы основана на сочетании системы контроллинга, тотального обеспечения качества и маркетинга и подробно описана во втором томе отчета. Такая комплексная система требует совершенно нового подхода к ее воплощению в систему документации. В первую очередь это касается использования ЭЯК  в качестве первичных финансово - экономических элементов, что должно быть очень грамотно отражено в системе документации, регламентирующей и организующей первичный учет и управление на уровне рабочего. Кроме того, необходимо документарное оформление глубоких хозрасчетных отношений между маркетинговыми и операционными структурами, обеспечивающее их деятельность в режиме автономного сокращения издержек и увеличения эффективности (производительности) трудовой деятельности.

Из вышесказанного понятно, что разрабатываемый комплект документов не должен касаться бухгалтерии предприятия, по крайней мере в той ее части, которая представляет собой систему счетов и периодической отчетности, и предназначена в основном для налоговых органов. Речь должна идти исключительно о создании системы контроллинга, являющейся чрезвычайно эффективным инструментом управления финансами  и оперативного и стратегического планирования в условиях жесткой конкуренции и нестабильной экономической рыночной ситуации. Так как основные положения системы и подробности ее отработки на производственных участках  описаны во втором томе отчета, перейдем к методологии построения комплектов документов, обеспечивающих функционирование системы.