Психотерапевтические аспекты общения с элементами нейро-лингвистического программирования. В поисках совершенства, страница 9


Ответы:

1  Одно удаление: сказать (кому).

2.  Два удаления: сказать ( кому); постараться (сделать что).

3.  Два удаления: говорить (о чем); грустить ( о чем)

4.  Удалений нет

5.  Два удаления: послушать (кого, о чем)

6. Два удаления заявить (кому); напугаться (чем). 7. Одно удаление: посмеяться (над чем).

Упражнение 14.

Прочитайте предложения Найдите для каждого более полный вариант.

1  Вы всегда разговариваете так, будто сердитесь

2  Mo брат уверяет, что родители справиться не могут

3  Каждый знает, что вы не можете выиграть.

4.  Мне трудно рассказывать

5.  Побег не помог.

Примерные варианты ответов:

1. Вы всегда разговариваете со мной так, будто сердитесь на кого-то.          2 Мой брат уверяет меня, что справиться с ним родители не могут.        3. Каждый знает, что вы не можете выиграть то, что вам нужно.

4  Мне трудно рассказывать вам о своих надеждах измениться.

5  Мой побег из лагеря никак не помог мне.

Удаления, связанные с модальными операторами

Этот класс удалений особенно важен, так как он указывает на обобщение. Еще раз удаление, указывающее на обобщение!

Эти удаления ограничивают выбор реальных возможностей человека

Предложения этого класса встречаются двух разновидностей, с модальными операторами необходимости и модальными операторами возможности.

Модальные операторы необходимости:

- обязан, должен, нужно, можно, нельзя, (не) следует и т.д. Предложения с ними обладают следующей логической формулой

Необходимо, чтобы X, иначе У, где

X - то, что необходимо,

У - то. что случается, если X не будет выполнено, следствие неудачи, неумения или неспособности выполнить X.

У - удаление, которое необходимо восстановить.

Для восстановления удаленного материала задается вопрос:

-  Иначе случится что?

-  Что бы случилось, если бы вы...?

Упражнение 15.

Прочитайте предложения. Сформулируйте к ним вопросы, позволяющие восстановить удаленную часть материала.

1  На людях надо вести себя прилично

2  К людям всегда следует относиться серьезно

3  Не следует влезать в эти дела слишком сильно

4  Люди должны научиться избегать конфликта.


15


Варианты вопросов для восстановления удаленного материала: 1 Что случилось бы, не сумей вы вести себя на людях прилично?

2.  Что случится, если вы не сможете отнестись к ним серьезно?

3.  Что случится, если вы влезете в них слишком сильно?

4. Что случится, если вам не удастся избежать конфликта?

Другой вариант предложений этого  класса - с модальными операторами возможности. Они имеют логическую формулу:

X препятствует появлению У, где У - то, что является невозможным; X - удаленный материал. Например:

Невозможно любить более одного человека.

Модальные операторы возможности:

- невозможно; невозможно чтобы...,

- может; никто не может;

- позволено; никому не позволено;

- способен; никто не способен и т.п.

Восстановить удаленный материал можно с помощью вопроса:

- Что делает невозможным для вас любить более одного человека?

- Что мешает вам...   ?

- Что не дает вам... ?

- Что останавливает вас перед тем, чтобы ...?

Упражнение 16.

Прочитайте   предложения.   Сформулируйте  для   каждого   из   них   вопрос, позволяющий восстановить удаленный материал.

1.  Невозможно отыскать действительно понимающего человека.

2.  Я не могу понять свою жену.

3.  Я не способен выразить самого себя.

4.  Никто не способен понять меня.

Варианты вопросов

1.  Что мешает вам отыскать действительно понимающего человека?

2.  Что не дает вам понять свою жену?

3.  Что мешает вам выразить самого себя?

4.  Что мешает им понять вас?

Удаления, связанные с именем прилагательным.

Для обнаружения таких удалений используется та же процедура, что и для обнаружения удалений, связанных с глаголами. Например:

Я не люблю непонятных людей.

Прилагательное "непонятные" имеет три именных аргумента: кто, кому, в чем.

Более полный вариант этого предложения может быть следующим. Я не люблю людей, которые непонятны мне в своих желаниях.


16