Во втором предложении известно, что один человек ударил другого ногой. Неизвестно, однако, какой именно ногой (правой, левой), в какое место его при этом пнули и с какой силой.
В третьем предложении образ становится еще более конкретным Известно, каким образом подруга прикоснулась к говорящему (коснулась губами), указано место, где произошел контакт (щека), однако и здесь остается неизвестным качество прикосновения и его длительность
Фактически, любой глагол в какой-то степени недостаточно конкретен Четкость и конкретность глагола определяется, во-первых, значением самого глагола (например: глагол "целовать" более конкретен, чем глагол "касаться", т.к. "целовать" означает конкретную форму касания - касание губами). Во-вторых, объемом информации, которая содержится в остальной части предложения. Так, "обидел отказом" более конкретно, чем просто "обидел"
Услышав глагол, лишенный достаточной конкретности, мы восполняем его смысл, чтобы понять текст в целом
Для того, чтобы обнаружить и предложении неконкретные глаголы, можно воспользоваться следующей процедурой
1 Выслушайте предложение, постарайтесь обнаружить в нем глагол.
2. Подумайте, достаточно ли ясным получается образ, представленный этим глаголом, возможно ли представить себе описываемые события в виде картины.
3. Если образ, представленный этим глаголом, получается недостаточно ясный, можно попросить клиента сделать его более ясным, конкретным. Для этого следует задать вопрос:
- Как конкретно (именно)... Например:
- Моя мать обижает меня.
- Как конкретно ваша мать обижает вас?
Упражнение 9.
Прочитайте следующие глаголы и постарайтесь увидеть представленные ими образы. Дополните каждый глагол таким образом, чтобы он стал более' конкретным.
Образец: вилять - недостаточно конкретный; вилять хвостом.
Выручить, ругать, гипнотизировать, бегать, добавить, есть, брать, забрызгать, завидовать, владеть, читать, начертить, измерить, любить, извиниться.
Примерные варианты ответов:
Выручить за продажу 500 рублей, выручить из тяжелого положения; громко ругать проводника вагона; гипнотизировать неподвижным взглядом; бегать в мешках, добавить ложку сахара в чай; есть с причмокиванием бублик; брать в руки шляпу, брать уроки музыки; забрызгать страницу чернилами; завидовать успеху брата; умеет владеть собой; читать шепотом страшную сказку; начертить карандашом прямую линию; измерить рулеткой длину стола; любить ходить босиком, извиниться за то, что толкнул
Упражнение 10.
Прочитайте следующие предложения. Поставьте к каждому вопрос, который позволит недостаточно конкретный глагол сделать более конкретным.
1. Мои дети вынуждают меня наказывать их.
2. Нина все время требует от меня внимания.
3 Я все время показываю Илье, что я его люблю.
4. Мой муж всегда игнорирует меня.
5. Мои родные все время выводят меня из себя.
Примерные варианты вопросов:
1. Как конкретно ваши дети вынуждают вас наказывать их?
Как именно вы их наказываете?
2. Как именно она требует от вас внимания?
3. Как именно вы показываете Илье, что любите его?
4. Как именно, каким образом ваш муж вас игнорирует?
5. Как именно, каким образом ваши родные выводят вас из себя?
Симметричные и несимметричные глаголы
В русском языке ряд глаголов описывают действия, происходящие между двумя людьми. Например: ругаться, препираться, беседовать и т.д.
Форма предложений с этими глаголами такова:
Субъект (активное лицо) - глагол - объект (неактивное лицо, принимающее участие в процессе). Например:
12
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.