Психотерапевтические аспекты общения с элементами нейро-лингвистического программирования. В поисках совершенства, страница 15


Есть еще один способ работы с неявными причинами. Для этого следует усилить обобщение клиента, которое относится к неявной причине ( ввести модальный оператор необходимости). Затем попросить клиента подтвердить или опровергнуть новое предложение.

Например:

-  Я хочу уехать из дому, но мой отец болен. Можно спросить:

-  Хотите ли вы сказать, что то, что ваш отец болен, никогда ни в коем случае не позволит вам уехать из дома?

Если клиент соглашается, можно исследовать, как конкретно работает эта причинно-следственная связь

Если клиент возражает, можно исследовать вопрос, как избежать этой необходимости

Чтение мыслей

Этот класс предложений с нарушением смысла связан с убеждением человека в том, что он может знать, о чем думает или что чувствует другой человек, хотя этот другой не сообщал об этом

Например:

- Вы думаете, что на самом деле я не хочу работать

Упражнение 30.

Прочитайте предложения. Определите, в каких из них содержится заявление, что один человек знает о том, что думает или чувствует другой человек.

1.  Геннадий сердится на меня.

2.  Мария коснулась моего плеча рукой.

3.  Я уверен, что ваш подарок понравится ей.

4.  Иван Петрович заявил мне, что сердится.

5.  Я знаю, что его радует.

6.  Я знаю, что для тебя лучше

7 Вы понимаете, что я хочу сказать. 8. Вы видите, как я к этому отношусь.

Ответ: 1, 3, 5, 6, 7, 8.

Разновидностью чтения мыслей является убежденность человека в том, что другой человек знает, о чем тот думает или что он чувствует Например:

- Он знает, что я этого не выношу

- Если бы она меня любила, она всегда делала бы то, что я хочу.

- Мне жаль, что вы не посчитались с моими чувствами

Подобные смысловые неправильности ограничивают возможности выбора, так как человек уже решил для себя, что думают и чувствуют другие. Соответственно, реагировать в общении этот человек будет только на уровне собственных допущений и предположений, которые вполне могут оказаться ошибочными и вызвать страдания.

Работать с "чтением мыслей" можно следующим способом: 1   Выслушайте предложение.  Задайте вопрос о том, каким образом клиент узнал то, о чем думает или что чувствует другой человек.

- Он никогда не принимает во внимание моих чувств


27


- Откуда вам известно, что он никогда не принимает во внимание ваших чувств?

2 Выслушать ответ и работать в зависимости от новых предложений. Например

- Потому что он каждый вечер поздно возвращается домой

- Всегда ли то,  что он  поздно  возвращается домой,  означает,   что он  не принимает во внимание ваших чувств?

Или

- Если бы он  приходил домой  вовремя,  тогда он считался бы с  вашими чувствами?

Основная цель работы с данными предложениями - доведение их до предложений сеч смысловых нарушений

Удаление исполнителя

Очень часто люди используют оценочные утверждения, в которых отсутствует персона, производящая оценку Это удаление свидетельствует об обобщении. Например

- Дурно оскорблять чувства других людей

Это правило, который человек сформулировал для самого себя Однако, в этом предложении нет указаний на то, что высказанное утверждение верно лишь для него самого

Полный вариант подобных предложений Я заявляю/говорю вам. что X

- Я говорю вам, что для меня дурно оскорблять чувства других людей Существует    класс    слов-подсказок,     которые     помогают    обнаруживать предложения с удаленным исполнителем Это хороший, плохой, чокнутый, сумасшедший, больной, правильный, неправильный, единственный ("имеется единственный способ"), истинный, ложный и др

Если   бы   слышите   предложение   с   удаленным   исполнителем,   вы   можете спросить для кого?

Дурно оскорблять чувства людей

Для кого дурно оскорблять чувства людей?

Цель этой работы состоит в том, чтобы помочь клиенту понять, что его обобщение существует только в его модели мира, а не в самом мире.


28