Есть еще один способ работы с неявными причинами. Для этого следует усилить обобщение клиента, которое относится к неявной причине ( ввести модальный оператор необходимости). Затем попросить клиента подтвердить или опровергнуть новое предложение.
Например:
- Я хочу уехать из дому, но мой отец болен. Можно спросить:
- Хотите ли вы сказать, что то, что ваш отец болен, никогда ни в коем случае не позволит вам уехать из дома?
Если клиент соглашается, можно исследовать, как конкретно работает эта причинно-следственная связь
Если клиент возражает, можно исследовать вопрос, как избежать этой необходимости
Чтение мыслей
Этот класс предложений с нарушением смысла связан с убеждением человека в том, что он может знать, о чем думает или что чувствует другой человек, хотя этот другой не сообщал об этом
Например:
- Вы думаете, что на самом деле я не хочу работать
Упражнение 30.
Прочитайте предложения. Определите, в каких из них содержится заявление, что один человек знает о том, что думает или чувствует другой человек.
1. Геннадий сердится на меня.
2. Мария коснулась моего плеча рукой.
3. Я уверен, что ваш подарок понравится ей.
4. Иван Петрович заявил мне, что сердится.
5. Я знаю, что его радует.
6. Я знаю, что для тебя лучше
7 Вы понимаете, что я хочу сказать. 8. Вы видите, как я к этому отношусь.
Ответ: 1, 3, 5, 6, 7, 8.
Разновидностью чтения мыслей является убежденность человека в том, что другой человек знает, о чем тот думает или что он чувствует Например:
- Он знает, что я этого не выношу
- Если бы она меня любила, она всегда делала бы то, что я хочу.
- Мне жаль, что вы не посчитались с моими чувствами
Подобные смысловые неправильности ограничивают возможности выбора, так как человек уже решил для себя, что думают и чувствуют другие. Соответственно, реагировать в общении этот человек будет только на уровне собственных допущений и предположений, которые вполне могут оказаться ошибочными и вызвать страдания.
Работать с "чтением мыслей" можно следующим способом: 1 Выслушайте предложение. Задайте вопрос о том, каким образом клиент узнал то, о чем думает или что чувствует другой человек.
- Он никогда не принимает во внимание моих чувств
27
- Откуда вам известно, что он никогда не принимает во внимание ваших чувств?
2 Выслушать ответ и работать в зависимости от новых предложений. Например
- Потому что он каждый вечер поздно возвращается домой
- Всегда ли то, что он поздно возвращается домой, означает, что он не принимает во внимание ваших чувств?
Или
- Если бы он приходил домой вовремя, тогда он считался бы с вашими чувствами?
Основная цель работы с данными предложениями - доведение их до предложений сеч смысловых нарушений
Удаление исполнителя
Очень часто люди используют оценочные утверждения, в которых отсутствует персона, производящая оценку Это удаление свидетельствует об обобщении. Например
- Дурно оскорблять чувства других людей
Это правило, который человек сформулировал для самого себя Однако, в этом предложении нет указаний на то, что высказанное утверждение верно лишь для него самого
Полный вариант подобных предложений Я заявляю/говорю вам. что X
- Я говорю вам, что для меня дурно оскорблять чувства других людей Существует класс слов-подсказок, которые помогают обнаруживать предложения с удаленным исполнителем Это хороший, плохой, чокнутый, сумасшедший, больной, правильный, неправильный, единственный ("имеется единственный способ"), истинный, ложный и др
Если бы слышите предложение с удаленным исполнителем, вы можете спросить для кого?
Дурно оскорблять чувства людей
Для кого дурно оскорблять чувства людей?
Цель этой работы состоит в том, чтобы помочь клиенту понять, что его обобщение существует только в его модели мира, а не в самом мире.
28
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.