- Мой муж всегда препирается со мной. Или
- Мой брат всегда дерется со мной.
При этом ответственность за само действие приписывается активному лицу Образ, возникающий пои описании такого действия обычно неполон, так как-только один из участников процесса описан, как активный и ответственный sa действие
Для того, чтобы выяснить, каким образом участвует в процессе рассказчик, используется очень эффективный способ - сдвиг референтных индексов Он основан на формуле У глагол X = X глагол У Сдвиг референтных индексов выполняется следующим образом
1 Выслушайте предложение клиента Найдите глагол и проверьте его на симметричность, т.е. определите, могут ли в этом процессе принимать равное участие два человека
2. Постройте второе предложение, которое описывало бы участие в процессе второго человека.
Например
- Мой муж всегда препирается со мной
- Я всегда препираюсь со своим мужем.
3. Задайте вопрос, подтверждающий второе предложение.
- Можно ли сказать, что вы всегда препираетесь со своим мужем?
Кроме симметричных глаголов, описывающих взаимодействие двух человек, в русском языке встречаются несимметричные, например
- Мой муж никогда не улыбается мне - может означать
- Я никогда не улыбаюсь моему мужу, - но может и не означать
Однако, практика терапии при помощи мета-модели показывает, что психологически глаголы подобного типа обычно симметричны В других направлениях психотерапии подобный образец поведения называется проекцией. Для работы с использованием несимметричных глаголов можно также применять сдвиг референтных индексов
удаления
Очень часто, преобразуя собственные мысли в слова, мы теряем часть исходного материала Обнаружить такую потерю можно, если внимательно рассмотреть члены предложения Чаще всего об удалениях части исходного материала нам сигнализируют глаголы и прилагательные
Удаления, связанные с глаголом
Для того, чтобы определить, является ли предложение полным, или какая-то его часть потерялась, следует сделать следующее
1 Выслушайте предложение и найдите в нем глаголы.
2. Определите, сколько имен или именных словосочетаний (именных аргументов) может быть связано с каждым из этих глаголов
Например, глагол "целовать" имеет два именных аргумента (связывает объекты в определенные отношения), кто, кого;
глагол "ударить" имеет три именных аргумента: кто, кого, чем 2. Если в предложении именных аргументов меньше, чем это возможно, значит оно неполное - часть исходного материала опущена.
13
Упражнение 11.
Определите, какие из следующих предложений полные (без удалений), а какие - неполные (с удалениями).
1 Я радуюсь.
2. Я стесняюсь.
3. Жора сломал стул.
4. Я заинтересован в том, чтобы продолжать это.
5 Отец рассердился
6 Меня это раздражает
7 Я боюсь.
Ответы
1. Радоваться (кто, чему) - неполное;
2. Стесняться (кто, кого/чего) - неполное;
3. Сломать (кто, кого/что) - полное;
4. Заинтересоваться (кто, чем) - полное;
5. Рассердиться (кто, на кого/что) - неполное;
6. Раздражать (что/кто, кого) - полное; 7 Бояться (кто, кого/чего) - неполное
Упражнение 12.
Прочитайте предложения. Для каждого найдите другое предложение, в котором применялся бы тот же глагол со всеми возможными именными аргументами.
1. Я озабочен.
2. Вы оживлены.
3. Я опечален,
4. Я сыт по горло.
5. Вы мешаете. 6 Я боюсь.
Примерные варианты ответов:
1. Я озабочен отношениями с детьми.
2. Вы оживлены свиданием с другом.
3. Я опечален полученным известием.
4. Я сыт по горло вашими обещаниями 5 Вы мешаете мне.
6. Я боюсь пауков.
Упражнение 13.
Прочитайте предложения. Найдите в них глаголы. Определите, связаны ли они с удалениями. Не забывайте проверять каждый глагол отдельно, так как удаление может быть связано с любым из них.
1. Я не знаю, что сказать.
2. Я сказал, что постараюсь.
3. Я говорил с человеком, который грустил.
4. Я надеялся повидаться со своими родителями.
5. Я хочу послушать.
6. Мой муж заявил, что он напуган.
7. Я посмеялся, а затем вышел из дому.
14
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.