Психотерапевтические аспекты общения с элементами нейро-лингвистического программирования. В поисках совершенства, страница 8

- Мой муж всегда препирается со мной. Или

- Мой брат всегда дерется со мной.

При этом ответственность за само действие приписывается активному лицу Образ, возникающий пои описании такого действия обычно неполон, так как-только один из участников процесса описан, как активный и ответственный sa действие

Для того, чтобы выяснить, каким образом участвует в процессе рассказчик, используется очень эффективный способ - сдвиг референтных индексов Он основан на формуле У глагол X = X глагол У Сдвиг референтных индексов выполняется следующим образом

1 Выслушайте предложение клиента Найдите глагол и проверьте его на симметричность, т.е. определите, могут ли в этом процессе принимать равное участие два человека

2. Постройте второе предложение, которое описывало бы участие в процессе второго человека.

Например

- Мой муж всегда препирается со мной

- Я всегда препираюсь со своим мужем.

3. Задайте вопрос, подтверждающий второе предложение.

- Можно ли сказать, что вы всегда препираетесь со своим мужем?

Кроме симметричных глаголов, описывающих взаимодействие двух человек, в русском языке встречаются несимметричные, например

- Мой муж никогда не улыбается мне - может означать

- Я никогда не улыбаюсь моему  мужу,  -  но может и  не означать

Однако, практика терапии при помощи мета-модели показывает, что психологически глаголы подобного типа обычно симметричны В других направлениях психотерапии подобный образец поведения называется проекцией. Для работы с использованием несимметричных глаголов можно также применять сдвиг референтных индексов

удаления

Очень часто, преобразуя собственные мысли в слова, мы теряем часть исходного материала Обнаружить такую потерю можно, если внимательно рассмотреть члены предложения Чаще всего об удалениях части исходного материала нам сигнализируют глаголы и прилагательные

Удаления, связанные с глаголом

Для того,   чтобы определить, является ли предложение полным, или какая-то его часть потерялась, следует сделать следующее

1  Выслушайте предложение и найдите в нем глаголы.

2. Определите, сколько имен или именных словосочетаний (именных аргументов) может быть связано с каждым из этих глаголов

Например, глагол "целовать" имеет два именных аргумента (связывает объекты в определенные отношения), кто, кого;

глагол "ударить" имеет три именных аргумента: кто, кого, чем 2.   Если   в   предложении  именных   аргументов  меньше,   чем  это   возможно, значит оно неполное - часть исходного материала опущена.


13


Упражнение 11.

Определите, какие из следующих предложений полные (без удалений), а какие - неполные (с удалениями).

1 Я радуюсь.

2.  Я стесняюсь.

3.  Жора сломал стул.

4.  Я заинтересован в том, чтобы продолжать это.

5  Отец рассердился

6  Меня это раздражает

7  Я боюсь.

Ответы

1.  Радоваться (кто, чему) - неполное;

2.  Стесняться (кто, кого/чего) - неполное;

3.  Сломать (кто, кого/что) - полное;

4.  Заинтересоваться (кто, чем) - полное;

5.  Рассердиться (кто, на кого/что) - неполное;

6.  Раздражать (что/кто, кого) - полное; 7 Бояться (кто, кого/чего) - неполное

Упражнение 12.

Прочитайте предложения. Для каждого найдите другое предложение, в котором применялся бы тот же глагол со всеми возможными именными аргументами.

1.  Я озабочен.

2.  Вы оживлены.

3.  Я опечален,

4.  Я сыт по горло.

5.  Вы мешаете. 6 Я боюсь.

Примерные варианты ответов:

1.  Я озабочен отношениями с детьми.

2.  Вы оживлены свиданием с другом.

3.  Я опечален полученным известием.

4.  Я сыт по горло вашими обещаниями 5 Вы мешаете мне.

6. Я боюсь пауков.

Упражнение 13.

Прочитайте предложения. Найдите в них глаголы. Определите, связаны ли они с удалениями. Не забывайте проверять каждый глагол отдельно, так как удаление может быть связано с любым из них.

1.  Я не знаю, что сказать.

2. Я сказал, что постараюсь.

3.  Я говорил с человеком, который грустил.

4. Я надеялся повидаться со своими родителями.

5.  Я хочу послушать.

6. Мой муж заявил, что он напуган.

7.  Я посмеялся, а затем вышел из дому.


14