Психотерапевтические аспекты общения с элементами нейро-лингвистического программирования. В поисках совершенства, страница 27


49

СИНОНИМИЯ - название опыта, возникающего у людей, когда они имеют дело с предложениями различной формы, обладающими одним и тем же значением, например: "Кошка преследовала мышку" и "Мышка преследовалась кошкой" В трансформационной грамматике - две Поверхностные Структуры, выведенные из одной Глубинной Структуры

СИНТАКСИС - исследование порядка и повторяющихся регулярностей (паттернов) элементов какой-либо системы В языке - порядок ,\ повторяющиеся регулярности сочетания слов и словосочетаний.

СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ - пять чувств зрение, слух, осязание (эмоции. обоняние и слух.

СКРЫТЫЙ - не регистрируемый сознательно.

СОЗНАТЕЛЬНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ - вторая стадия цикла обучения, когда сознательное внимание сосредоточено на цели, а результаты изменяются. На этой стадии скорость обучения выше всего.

СОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ - третья стадия цикла обучения, когда сознательное внимание все еще полностью поглощено выполнением действия. Навык все еще не интегрирован полностью и не стал привычным

СОСТОЯНИЕ - наблюдаемое общее душевное и физическое самочувствие человека в процессе его деятельности.

СПОСОБНОСТЬ - умение управлять целым классом поступков - знание и навык, как нужно что-либо делать

СТИЛИ ОБУЧЕНИЯ - предпочитаемые способы учиться, есть много различных моделей, включающих разные чувства, мета-программы или понятия-структуру-использование. Некоторые люди предпочитают видеть вещи, для других лучше, если они читают, а некоторые обучаются лучше всего тогда, когда слышат, как кто-то рассказывает им материал.

СТРАТЕГИЯ - привычная последовательность шагов - внутренних репрезентаций (образов, звуков, слов, чувств), которые определяют поведение человека и ведут к результату


50

- привычный порядок шагов, определяющих особенность поведения человека в ситуации принятия решения, обучения, мотивации, конфликте.

СТРАТЕГИИ ОБУЧЕНИЯ - последовательности образов, звуков и ощущений, ведущих к обучению.

СТРАТЕГИИ ГЕНЕРАЦИИ НОВЫХ ПОВЕДЕНИЙ (ГЕНЕРАТОР НОВЫХ ПОВЕДЕНИИ) - процесс, в котором человек пересматривает ситуацию, в которой ведет себя не так, как ему нравится, а затем добавляет в эту ситуацию новые ресурсы. Он может либо:

1.  выбрать ресурс, к которому имел доступ в прошлом, либо

2.  притвориться, что у него есть ресурс, либо

3.  найти кого-нибудь, у кого есть ресурс и смоделировать его.

СТЫКОВКА РЕЗУЛЬТАТОВ* - процесс совмещения различных результатов, оптимизации решений. Основа взаимовыгодных отношений.

СУБМОДАЛЬНОСТЬ - составная часть или качество модальности (ощущения, воспринимаемого каждым из пяти чувств). Например: визуальная модальность включает субмодальности: яркость изображения, четкость, фокус, размер изображения и пр.; аудиальная - громкость, высоту, темп и пр.; кинестетическая - давление, температура, местоположение и пр.

СЦЕПЛЕНИЕ ЯКОРЕЙ* - последовательный запуск нескольких якорей, каждого на высшей точке переживания, вызванного предыдущим, позволяющий легко проходить через последовательность состояний. Это может, например, провести через последовательность эмоций, ведущую от состояния тупика к уважению/признанию, любопытству, убежденности и уверенности в себе. Таким образом, создаются многие другие ресурсные переживания.

Т

ТРАНС - внутренний переходный процесс, в котором электрическая и химическая активность мозга реорганизуется таким образом, чтобы сознание могло легко перетекать из одного состояния в другое.