Психотерапевтические аспекты общения с элементами нейро-лингвистического программирования. В поисках совершенства, страница 19


34

ГЛАВА IV. ЭТАПЫ   КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ       И

КЛАССИЧЕСКИЕ ОШИБКИ КОНСУЛЬТАНТА

Этапы консультирования позволяет  до   известной степени  стандартизировать   процедуру.   Консультирование включает в себя ряд этапов

На подготовительном этапе консультанту следует получить предворительные данные о клиенте. Осмысление этой информации - основная задача подготовительного этапа консультирования.

Первый этап: консультант устанавливает контакт с клиентом.

Второй этап консультант формулирует или уточняет для себя консультационную гипотезу.

Тpemий этап конструктивное взаимодействие с клиентом по проверке этой гипотезы

Четвертый этап организуется совместная работа по достижению совместно выявленных целей

Пятый этап совместно определяется, в какой мере достигнута цель этой встречи, формулируется домашнее задание

Шестой этап  предполагает общую оценку ситуации консультирования, делает выводы, рекомендации.

Классические ошибки консультанта

1  Консультант " болеет" болезнями клиентов

2  Ошибочные ожидания (консультант работает не с клиентом, а с его образом. Необходимо принимать клиента таким, каков он есть)

3  Если консультант профессионал, то он никогда не обидится на клиента

4  Ошибочные стереотипы (не обязательно после встречи с консультантом клиент сразу решит свои проблемы).

5  Приписывание клиенту каких-либо качеств (что хорошо для консультанта, не обязательно хорошо для клиента)

6  Оценивание консультантом клиента.

7  Задавая вопросы, консультант в паузах сам отвечает на них

8  Консультант задает лишние вопросы, стараясь показать, что клиент интересен ему

9  Консультант принимает молчание за внимание  Если клиент молчит, это еще не значит, что он слушает

10 Дисбаланс чувств и смысла консультанта при общении с клиентом


35

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ НЛП

В связи с тем, что еще не устоялась как следует даже исходная (английская) терминология, в трудных случаях приведено несколько вариантов перевода. Те случаи, когда перевод пришлось изобретать, помечены звездочкой. В случае, когда приводятся различные толкования термина, каждое новое толкование начинается со знака "-" и новой строки.

А

АБРЕАКЦИЯ - естественное негативное отреагирование клиента на повторное переживание болезненных воспоминаний

АНАЛОГ - любая форма вывода (выхода) информации, поведение за исключением слов-символов (тон голоса, поза, мимика, напряжение-расслабление тонуса мышц и др.).

АНАЛОГОВЫЙ - относящийся к процессу, который по своей природе непрерывен. В качестве наиболее известных примеров аналоговой коммуникации можно назвать выразительность положений тела, жестов и тон голоса.

АНАЛОГОВАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ СИСТЕМА - язык тела, качество голоса.

АНАЛОГОВОЕ МАРКИРОВАНИЕ-использование тона голоса, языка тела для того, чтобы отметить ключевое слово в предложении или важную часть выступления.

АППРОКСИМАЦИЯ - приблизительная точность, соответствие.

АССОЦИИРОВАННОЕ СОСТОЯНИЕ - полное переживание прошлого опыта, его воссоздание заново вплоть до иллюзии физического присутствия.

АУДИАЛЬНЫЙ - относящийся к слуху или восприятию звуковых колебаний органами слуха Человек воспринимает звуковые колебания в диапазоне от 20 Гц до 20 кГц.

АУДИАЛЬНЫЕ ЛЕНТОЧНЫЕ ПЕТЛИ - мысли, выражения и настойчивые идеи, хранимые в коротких, часто мелодичных или ритмичных аудиальных паттернах.

В

ВЕДЕНИЕ - изменение своего поведения с сохранением раппорта, чтобы другой человек за ним последовал. Подстройка и ведение - важная часть НЛП. Консультанту необходимо войти в мир клиента и подвести его к тому, чтобы клиент сам пришел к нужным для достижения желаемого результата заключениям.

ВЕДУЩАЯ РЕПРЕЗЕНТАТИВНАЯ  СИСТЕМА - физиологическая система представления, чаще всего используемая человеком для доступа сознания к хранимой информации. Эта система может определять как личные качества человека, так и его способность к обучению (см. ГЛАВЕНСТВО СИСТЕМЫ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ)

ВИДЫ ПОВЕДЕНИЯ ПОИСКА ИНФОРМАЦИИ - движения и жесты, которые симптоматичны для церебральных процессов, связанных с поиском хранимой (запомненной) информации Сюда относятся движения глаз, паттерны дыхания и позы.

ВИСЦЕРАЛЬНЫЙ - относящийся к внутренним органам.