- увеличение конструктивной величины стыкового зазора до оптимальных значений улучшает температурную работу 25-метровых рельсов к повышает безопасность движения поездов.
3.3 Прогнозирование надежной работы звеньевого пути
3.3.1 Общие положения
Эксплуатация звеньевого пути с существующим конструктивным зазором на большинстве железных дорог вызывает определенные трудности. В зимнее время при температурах, близких к минимальным, стыковые зазоры достигают своих конструктивных значений. Дальнейшее понижение температуры включает в работу на изгиб стыковые болты. Это может привести к срезу стыковых болтов или к полному разрыву стыков, что представляет явную угрозу безопасности движения поездов.
Летом при температурах, далеко не достигших максимального значения, образуются нулевые зазоры, и возникает торцевое давление, которое по мере повышения температуры резко возрастает и в момент наступления близких к максимальным температур может достигать или превышать допускаемые критические значения. При этом летом возникает реальная опасность нарушения устойчивости пути, что нередко является причиной аварий и крушений на железнодорожном транспорте.
В соответствии с действующими конструктивными и нормативными документами назначение нормальных стыковых зазоров для звеньевого пути
производится повсеместно, как правило, без учета плана пути, что является
недопустимым по условиям обеспечения оптимальной температурной работы железнодорожного пути в процессе эксплуатации при наступлении максимальных или близких к ним температур. Максимально допустимые перепады сжимающих температур для звеньевого пути с деревянными шпалами, на костыльном скреплении и щебеночном балласте для рельсов типа Р50, Р65, Р75 приведены в таблице 3.5.
Таблица 3.5 – Допустимые перепады сжимающих температур
Тип рельсов |
Допустимые перепады сжимающих температур,0С, в зависимости от радиуса кривых, м |
||||||||
прямая |
1200 |
1000 |
800 |
600 |
500 |
400 |
350 |
300 |
|
Р50 |
45 |
43 |
41 |
39 |
35 |
32 |
27 |
24 |
19 |
Р65,Р75 |
38 |
36 |
35 |
33 |
30 |
27 |
23 |
20 |
16 |
Как видно из таблицы, если в прямых участках пути допустимый интервал температур на сжатие достаточно большой и составляет 38°С, то по мере уменьшения радиуса кривых происходит снижение допустимого температурного перепада на сжатие. При этом, в кривых радиусом 300 м для рельсов типа Р65 и Р75 он составляет всего лишь 16 0С, то есть почти в 2,5 раза меньше по сравнению с температурными перепадами в прямых участках.
Существующий подход к установке стыковых зазоров осложняет эксплуатацию звеньевого пути и создает угрозу нарушения устойчивости его в летнее время. Нормальные стыковые зазоры для прямых и крутых кривых радиусом 300 м в одном климатическом районе будут отличаться на 6 мм.
Один зазор не может оказать решающего значения на работоспособность звеньевого пути, он всегда может откорректироваться и измениться за счет соседних стыковых зазоров.
Как показывает практика, выброс звеньевого пути может сформи-роваться и произойти на протяжении 50-70 м. Следовательно, на указанном протяжении, но не более чем па 100 метрах пути, необходимо определять средний зазор для прогнозирования надежности работы звеньевого пути в летнее время.
Работники путевого хозяйства должны уметь анализировать факти -ческое состояние стыковых зазоров, определять необходимость выполнения тех или иных неотложных мер по разгонке и регулировке зазоров для обеспечения надежной работы звеньевого пути и высокого уровня безопасности движения
поездов. При этом не следует допускать выброса пути летом, а также среза болтов и разрыва стыков в зимнее время.
Предварительным анализом определяются минимальные и максимальные фактические стыковые зазоры по каждой рельсовой нитке, замеренные при сплошном промере состояние стыков и фиксированной температуре рельсов. Затем строятся покилометровые гистограммы стыковых зазоров 25-метровых рельсов сначала на каждой рельсовой нитке в отдельности, а затем по обеим ниткам, которые характеризуют состояние стыковых зазоров на время их сплошного промера при конкретной температуре.
На основании выполненных специальных расчетов и анализа состояния стыковых зазоров 25-метровых рельсов весеннего промера прогнозируется надежность работы звеньевого пути по устойчивости пути летом, и даются соответствующие рекомендации о необходимости выполнения неотложных работ по разгонке или регулировке стыковых зазоров. При наличии угона назначается проведение дополнительных, сплошных промеров стыковых зазоров звеньевого пути накануне ожидаемого наступления экстремальных или близких к ним температур.
Замер величины стыковых зазоров и температуры рельсов производится обычно вручную. Однако, целесообразно для этой цели использовать вагоны-путеизмерители или другие специальные устройства с бесконтактными датчиками. Обработка полученных результатов измерений и прогнозирование надежности работы звеньевого пути должны выполняться с использованием бортовой или стационарной ЭВМ, по распечаткам которой определяются опасные для дальнейшей эксплуатации, звеньевого пути 100-метровые участки (пикеты).
По результатам расчетов конкретного состояния стыковых зазоров для экстремальных значений температур могут быть построены попикетные графики фактических сжимающих перепадов температур летом, а также графики минимально возможных значений стыковых зазоров в зимнее время. Полученные расчетом попикетные значения сжимающих перепадов температур и максимально возможных стыковых зазоров сравниваются соответственно с допускаемыми перепадами температур по устойчивости с учетом плана линии, приведенными в таблице, или с конструктивной величиной стыкового зазора, после чего делаются соответствующие выводы и рекомендации.
3.3.2 Построение графика попикетных сжимающих перепадов температур
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.