tдоп - перепад температуры, учитывающий отрицательный допуск – 2 мм на содержание среднего зазора на пикете и составляющий при этом tдоп = 7 0С.
Результаты расчета допустимой годовой температурной амплитуды, позволяющей эксплуатировать 25-метровые рельсы типа Р65 без сезонной разгонки и регулировки стыковых зазоров при существующей конструкции стыка и конструктивном зазоре 21 мм без изгиба и с изгибом стыковых болтов в момент наступления минимальных или близких к ним температур в зависимости от плана линии приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Допускаемые температурные амплитуды, ºС, в зависимости от плана линии, позволяющие эксплуатировать 25-метровые рельсы без сезонной разгонки стыковых зазоров
| Тип рельса | Прямая | 1200 | 1000 | 800 | 600 | 500 | 400 | 300 | 
| Р65 | без изгиба болтов | |||||||
| 107 | 105 | 104 | 102 | 99 | 96 | 92 | 85 | |
| Р65 | с 7-ми градусным изгибом болтов | |||||||
| 114 | 112 | 111 | 109 | 106 | 103 | 99 | 92 | |
| Р65 | с 14-ти градусным изгибом болтов | |||||||
| 121 | 119 | 118 | 116 | 113 | 110 | 106 | 99 | |
В расчете принято tсв=71 0С для конструктивного зазора 21 мм; tR=5 0С при стыковом сопротивлении равном 10 тс; tпог=0 при костыльном скреплении; tу определяется по таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Допустимые сжимающие перепады температур, ºС, по устойчивости звеньевого пути в зависимости от плана линии
| Тип рельсов | Прямая | 1200 | 1000 | 800 | 600 | 500 | 400 | 350 | 300 | 
| Р65 | 38 | 36 | 35 | 33 | 30 | 27 | 23 | 20 | 16 | 
Как видно из таблицы 3.1, включение болтов на изгиб существенно расширяет границы, позволяющие эксплуатировать 25-метровые рельсы без сезонной разгонки и регулировки стыковых зазоров. Для условий Осиповичской дистанции пути, где годовая амплитуда колебания температуры рельсов составляет 93 0С (tmах=56 0С, tmin-37 0С) будут иметь место следующие режимы работы звеньевого пути:
- без изгиба стыковых болтов нормальная эксплуатация 25-метровых рельсов обеспечивается на прямых и в кривых радиусом 400 м и более;
- семиградусный изгиб болтов позволяет эксплуатировать 25-метровые рельсы на прямых и в кривых радиусом 300 м и более без сезонной разгонки и регулировки стыковых зазоров;
- 14-ти градусный изгиб болтов позволяет нормально эксплуатировать 25-метровые рельсы на прямых и в кривых.
Таким образом, включение болтов в работу на изгиб значительно уменьшит объем работ по сезонной разгонке и регулировке стыковых зазоров. Аналогично можно определить режим работы 25-метровых рельсов для любой другой дистанции пути. Во всех случаях, когда фактическая годовая амплитуда колебания температуры рельса оказывается больше допускаемой, эксплуатация 25-метровых рельсов может осуществляться только с сезонной разгонкой и регулировкой стыковых зазоров. Способ эксплуатации 25-метровых рельсов (с изгибом или без изгиба стыковых болтов) зависит от плана линии и фактической годовой температурной амплитуды. При этом необходимо учитывать, что сезонную разгонку и регулировку стыковых зазоров невозможно выполнить традиционным способом, когда на одном участке наблюдается избыток зазоров, а на другом — недостаток их. При выполнении сезонной разгонки и регулировки стыковых зазоров на всем протяжении участка с 25-метровыми рельсами весной имеет место недостаток зазоров, а зимой — избыток. Поэтому сезонную разгонку и регулировку зазоров можно провести только при соответствующей замене рельсов стандартной длины на укороченные или удлиненные с обязательной регулировкой стыковых зазоров на летний или зимний периоды.
Нормальный размер конструктивных стыковых зазоров для рельсов типа Р50 получается равным 21 мм, для рельсов типа Р65 и Р75 при накладках, расстояние между центрами средних болтовых отверстий которых составляет 220 – 230 мм, а при накладках, расстояние между центрами средних болтовых отверстий которых – 200 мм, конструктивный зазор не превышает 21 мм.
3.1.3 Составление таблиц и построение графиков изменения
стыковых зазоров
Чтобы повысить надежность работы звеньевого пути и безопасность движения поездов, прежде всего следует обеспечить точную установку стыковых зазоров, соответствующих температуре рельсов в момент их укладки в путь.
Допустимые температурные амплитуды, обеспечивающие эксплуатацию 25-метровых рельсов без сезонной регулировки, составляют:
-для рельсов Р50 на прямых 117°С, на кривых радиусом 600 метров и более – 107 °C;
- для рельсов Р65 (Р75) на прямых 107 (106)°С, на кривых радиусом 600 метров и более – 99(98)°C.
Таким образом, когда фактические температурные амплитуды оказываются меньше допускаемых амплитуд, обеспечивающих нормальную работу 25-метровых рельсов, нормальные стыковые зазоры определяются по таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Общая таблица нормальных стыковых зазоров 25-метровых
рельсов на деревянных шпалах
| Нормальный стыковой зазор, мм | Величина повышения температуры рельса относительно ее минимального расчетного значения, ºС | Нормальный стыковой зазор, мм | Величина повышения температуры рельса относительно ее минимального расчетного значения, ºС | ||
| Р50 | Р65,Р75 | Р50 | Р65, Р75 | ||
| 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 | 79 76 73 69 66 62 58 54 51 48 45 | 76 73 70 66 62 58 55 52 48 45 41 | 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 | 41 38 33 31 27 25 21 18 15 11 8 | 38 34 31 28 25 21 18 15 11 8 5 | 
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.