tдоп - перепад температуры, учитывающий отрицательный допуск – 2 мм на содержание среднего зазора на пикете и составляющий при этом tдоп = 7 0С.
Результаты расчета допустимой годовой температурной амплитуды, позволяющей эксплуатировать 25-метровые рельсы типа Р65 без сезонной разгонки и регулировки стыковых зазоров при существующей конструкции стыка и конструктивном зазоре 21 мм без изгиба и с изгибом стыковых болтов в момент наступления минимальных или близких к ним температур в зависимости от плана линии приведены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Допускаемые температурные амплитуды, ºС, в зависимости от плана линии, позволяющие эксплуатировать 25-метровые рельсы без сезонной разгонки стыковых зазоров
Тип рельса |
Прямая |
1200 |
1000 |
800 |
600 |
500 |
400 |
300 |
Р65 |
без изгиба болтов |
|||||||
107 |
105 |
104 |
102 |
99 |
96 |
92 |
85 |
|
Р65 |
с 7-ми градусным изгибом болтов |
|||||||
114 |
112 |
111 |
109 |
106 |
103 |
99 |
92 |
|
Р65 |
с 14-ти градусным изгибом болтов |
|||||||
121 |
119 |
118 |
116 |
113 |
110 |
106 |
99 |
В расчете принято tсв=71 0С для конструктивного зазора 21 мм; tR=5 0С при стыковом сопротивлении равном 10 тс; tпог=0 при костыльном скреплении; tу определяется по таблице 3.2.
Таблица 3.2 – Допустимые сжимающие перепады температур, ºС, по устойчивости звеньевого пути в зависимости от плана линии
Тип рельсов |
Прямая |
1200 |
1000 |
800 |
600 |
500 |
400 |
350 |
300 |
Р65 |
38 |
36 |
35 |
33 |
30 |
27 |
23 |
20 |
16 |
Как видно из таблицы 3.1, включение болтов на изгиб существенно расширяет границы, позволяющие эксплуатировать 25-метровые рельсы без сезонной разгонки и регулировки стыковых зазоров. Для условий Осиповичской дистанции пути, где годовая амплитуда колебания температуры рельсов составляет 93 0С (tmах=56 0С, tmin-37 0С) будут иметь место следующие режимы работы звеньевого пути:
- без изгиба стыковых болтов нормальная эксплуатация 25-метровых рельсов обеспечивается на прямых и в кривых радиусом 400 м и более;
- семиградусный изгиб болтов позволяет эксплуатировать 25-метровые рельсы на прямых и в кривых радиусом 300 м и более без сезонной разгонки и регулировки стыковых зазоров;
- 14-ти градусный изгиб болтов позволяет нормально эксплуатировать 25-метровые рельсы на прямых и в кривых.
Таким образом, включение болтов в работу на изгиб значительно уменьшит объем работ по сезонной разгонке и регулировке стыковых зазоров. Аналогично можно определить режим работы 25-метровых рельсов для любой другой дистанции пути. Во всех случаях, когда фактическая годовая амплитуда колебания температуры рельса оказывается больше допускаемой, эксплуатация 25-метровых рельсов может осуществляться только с сезонной разгонкой и регулировкой стыковых зазоров. Способ эксплуатации 25-метровых рельсов (с изгибом или без изгиба стыковых болтов) зависит от плана линии и фактической годовой температурной амплитуды. При этом необходимо учитывать, что сезонную разгонку и регулировку стыковых зазоров невозможно выполнить традиционным способом, когда на одном участке наблюдается избыток зазоров, а на другом — недостаток их. При выполнении сезонной разгонки и регулировки стыковых зазоров на всем протяжении участка с 25-метровыми рельсами весной имеет место недостаток зазоров, а зимой — избыток. Поэтому сезонную разгонку и регулировку зазоров можно провести только при соответствующей замене рельсов стандартной длины на укороченные или удлиненные с обязательной регулировкой стыковых зазоров на летний или зимний периоды.
Нормальный размер конструктивных стыковых зазоров для рельсов типа Р50 получается равным 21 мм, для рельсов типа Р65 и Р75 при накладках, расстояние между центрами средних болтовых отверстий которых составляет 220 – 230 мм, а при накладках, расстояние между центрами средних болтовых отверстий которых – 200 мм, конструктивный зазор не превышает 21 мм.
3.1.3 Составление таблиц и построение графиков изменения
стыковых зазоров
Чтобы повысить надежность работы звеньевого пути и безопасность движения поездов, прежде всего следует обеспечить точную установку стыковых зазоров, соответствующих температуре рельсов в момент их укладки в путь.
Допустимые температурные амплитуды, обеспечивающие эксплуатацию 25-метровых рельсов без сезонной регулировки, составляют:
-для рельсов Р50 на прямых 117°С, на кривых радиусом 600 метров и более – 107 °C;
- для рельсов Р65 (Р75) на прямых 107 (106)°С, на кривых радиусом 600 метров и более – 99(98)°C.
Таким образом, когда фактические температурные амплитуды оказываются меньше допускаемых амплитуд, обеспечивающих нормальную работу 25-метровых рельсов, нормальные стыковые зазоры определяются по таблице 3.3.
Таблица 3.3 – Общая таблица нормальных стыковых зазоров 25-метровых
рельсов на деревянных шпалах
Нормальный стыковой зазор, мм |
Величина повышения температуры рельса относительно ее минимального расчетного значения, ºС |
Нормальный стыковой зазор, мм |
Величина повышения температуры рельса относительно ее минимального расчетного значения, ºС |
||
Р50 |
Р65,Р75 |
Р50 |
Р65, Р75 |
||
0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 |
79 76 73 69 66 62 58 54 51 48 45 |
76 73 70 66 62 58 55 52 48 45 41 |
11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 |
41 38 33 31 27 25 21 18 15 11 8 |
38 34 31 28 25 21 18 15 11 8 5 |
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.