Предмет к.п. включает в себя несколько групп общ-х отн-ий, кот-ые можно класиифиц-ть 1) по содержанию: а) связанные с основами гос-ой власти, механизмами взаимодействия органов гос-ой власти б) отн-я касающиеся осн-х прав чел-ка и гражданина, по поводу установления, закрепления, признания, гарантирования гос-вом осн-х прав и истекающих из них конст-х. Именно в рамках к.п. происходит закрепление этих базовых прав.
2) по субъектам: а) по линии гос-во личность, включает признание, гарантирование гос-вом прав личности, ограничение этих прав гос-ва, регулирование правового статуса личности гос-вом, личность также наделена определенными правами по отн-ю гос-ву, которое не преобладает, но доминирует. б) по линии общ-во – гос-во. Отношения по регулированию общ-х отн-ий, деят-ть общества, как общ-ва в целом (электората), гос-во регулирует взаимоотношение институтов общ-ва через общ-ые объединения как полит-го так и нет хар-ра. Общ-во воздействует путем выборов, когда выбирает состав органов гос-ой власти, путем референдума принимает непосредственные реш-ия, принятия актов, воздействие через партии, общ-ое мнение, выступления.
В) вннутригос-ые конст-е отн-я: по горизонтали – между различными ветвями власти, между органами и должностными лицами гос-ой власти и по вертикали – между уровнями органов публ-ой власти (федерации, субъектов, муниципальный).
Т.е. сп-бы воздействия на общ-ые отн-я. По скольку к.п. – публично-правовая отрасль, то преобладают императивные методы:
Управомочивание, которое предполагает наделение субъекта к.п. обязанностью осущ-ть деят-ть в той или иной сфере.
Обязывание – когда субъект к.п. обязан совершить определенные действия.
Запрет – когда субъект к.п. не должен совершать определенных действий.
Императивный метод регулирования преобладает в той части, где регулируются отн-я между органами гос-ой власти. Запрещено все, что прямо не предписано.
Диспозитивные методы также сущ-ют, но касаются регулирования правового статуса граждан. Что не запрещено, то разрешено.
Метод согласования – органы власти или лица для принятия акта или решения создают например согласительные лица. При заключения договоров между органами власти имеет место диспозитивная методология. Решается заключать договор. Диспозитивность эта в о многом ограничена. Когда вышестоящий орган действует в силу своего мнения о должном.
Необходимы для защиты прав и свобод чел-ка и гражданина, для наиболее эффективного ф-ования власти в целом.
3 группы:
1) общесоциальные: общественные потребности, связанные с формирование определенной системы гос-ой власти, системы взаимоотн-ий между личностью и гос-вом, потребности связанные с положением личности в общ-ве
2) доктринальные – появляются как только возникают потребности. Это труды философов, мыслителей, правоведов, которые обосновывают концепции взаимодействия личности и гос-ва, которые находят свое отражение в н-п актах, нормах права.
3) нормативные – формы внешнего выр-я правовых норм.
Важнейший источник – конституция. В формально –юр-ом смысле представляет собой н. Акт или совокупность н. Актов, которые закрепляют основы системы гос-ой власти и основы правового статуса личности. Конституция в материально-правовом смысле – совокупность норм к.п., содержащихся не только в ней но и в др. источниках к.п. в соц-политическом (широком) смысле – та система конст –х отн-ий, которая складывается в гос-ве на основе применения конст-х норм. Смыкается с таким понятием как полит-ий режим, по крайней мере хар-ет его.
К-ые (органические) законы – нормативные акты принимаемые парламентом, кот-ые регулируют наиболее важные и значимые для гос-ва законы. Принятие обусловлено либо традициями (конст-я отсутствует или имеет сложный порядок изменения, либо невозможность урегулирования в к-ии всех вопросов. Отличаются особой процедурой принятия или изменения. Формально или фактически стоят выше законов. В РФ принимаются по вопросам прямо предусмотренным КРФ. Особая процедура принятия д. обеспечивать и общ-ый компромисс по важнейшим вопросам. Принимаются в РФ квалифицированным бол-вом.
Нормы международного права. Каждая страна решает вопрос особым образом. Некоторые признают непосредственное их действие, некоторые только во внешних отношениях (США) и т.д. в РФ имеют приоритет над внутренним зак-вом, но не над КРФ, т.к. до ратификации м.б. признан неконституционным Конст. Судом РФ. Такая модель принята по 2 причинам. 1) существует, правило еще в римском праве о том, что при неисполнении договора нельзя ссылаться на его противоречие внутреннему зак-ву 2) с мировоц воцы трансформируется из межгосударственного в регулирующие статус личности. На 90-й год такие нормы предоставляли гражданам РФ несколько большие права, чем внутренне зак-во. Сейчас наоборот. Внутреннее зак-во является сейчас базисом. Применение международных договоров не принято, т.к. они перекрываются либо не известны.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.