Предмет конституционного права. Применяемые методики, страница 27

+ нормативные акты субъектов. Уставы субъектов регулируют избирательное полнее конституции. Закрепляется прямое, равное и тайцное голосование на всех выборах, определяется еречень выборных органов, порядок деятельности избирательной комиссии, определяют срок деятельности избранных органов. А также может быть закреплена избирательная система (мажоритарная, пропорциональная».

+ региональные - закон о выборах депутатов законодательного органа субъекта РФ, о выборах депутатов представительного органа местного самоуправления, закон о выборах глдавы муниципального образования, об избирательной комиссии, вуыборов иных органов и должностных лиц (например, судей, но пока такого закона нет).  В ряде субъектов приняты не отдельные законы, а кодексы (например, в Свердловской области).

+ муниципальные правовые акты. Определяют перечен избираемых органов, их срок полномочий , м. регулироваться отдельные вопросы, касающиеся муниципальных выборов (например порядок выборов), регламентируется статус избирательной комиссии на этом уровне, если она создается.

Принципы организации и проведения выборов.

1)  принцип обязатаельности выборов. Выборы в РФ д.б. назначены и проведены в 2-х основных случаях: а) в связи с истечением полномочий органа и должностного лица (периодичность выборов). Полномочия лица не истекают с начала избирательного процесса, хотя срок полномочий истек, но не полномочия. Они прекращаются со вступления в должность избранного должностного лица. Б) выборы д.б. назначены в связи с досрочным прекращением полномочий ограна или должностного лица. Этот принцип гарантируется нормами законов. Если выборы не назначаются соответствующими органами (советом федерации), то соответствующая избирательна комиссия проводит выборы в установленные сроки. Если она не проводит или ее нет, то выборы назначает суд по заявлению любого заинтересованного лица.

2)  Принцип альтернативности. На выборах избиратели выбирают из как минимум 2-х кандидатур. Если кандидатура одна или нет, то дается дополнительное время выдвижение кандидатур. Если опять нет – то избирательный процесс начинается снова и так до конца. Теоретически такая ситуация м.б. при повторном голосовании пройдена и в голосовании б. участвовать один кандидат, если это предусмотрено региональным зак-вом.

3)  Принцип гласности. Все правовые акты и решения уполномоченных органов, касающиеся избирательных прав граждан д.б. опубликованы или иным способом  доведены до избирателей. Заседания избирательных комиссий не являются закрытыми, не м. проводится в секретном режиме и на них м. присутствовать СМИ, представители партий, кандидатов, общественных организаций, как и на подсчете голосов. Наблюдателей м. посылать объединения граждан, международные организации и иностранные государства.

4)  Принцип свободного информирования избирателей. Избирателям д.б. предоставлена возможность свободного получения информации о кандидатах и избирательных блоках. Прежде всего это относится к СМИ. СМИ предоставляется право не только сообщать определенному кругу лиц какую-либо информацию о них, но и высказывать свои мнения по поводу кандидатов и их высказываний. Если эта деятельность не является целенаправленной (призывает голосовать против кандидата). Допускается опубликовывать результаты социологических опросов ( с ограничением непосредственно перед днем голосованием). Агитация: не является безусловным правом каждого. Наличие связей с кандидатом.

5)  Принцип сочетания мажоритарной и пропорциональной систем. Они сочетаются друг с другом и используются на выборах всех уровней. На региональном – обязательно (как минимум 50% - по пропорциональной). На федеральном уровне будет использоваться исключительно пропорциональная система. Избрание должностных лиц по мажоритарной. На муниципальном уровне преобладает мажоритарная. При мажоритарной избирательной системе избранным считается кандидат набравший наибольшее число голосов. Победитель получает все – собственный мандат.