Предмет конституционного права. Применяемые методики, страница 24

Право на образование зависит от того, какой ступени образование рассматривается. .

Нормативная база: КРФ, ФЗ «об образовании», ФЗ «о высшем и послевузовском образовании», международные договоры РФ, связанные с признанием дипломов и иных документов РФ в др. странах и наоборот, касающиеся возможности предоставления права на образование иностранным гражданам (м.б. парламентские соглашения об обменах, обязательства обучать иностранных граждан бесплатно)., подзаконные акты правительства  и соответствующего министерства.

Дошкольное образование.

Общедоступно и бесплатно в государственных муниципальных образовательных учереждениях (как образовательный процесс).

Основное общее образование – 9 классов общеобразовательной школы. Распадается на начальную школу и основное общее образование. Общедоступно и бесплатно, формально законом запрещено осуществлять какой либо отбор. Система образования не может отказать ребенку в получении такого образования.

Среднее профессиональное образование – общедоступно и бесплатно. Обязанность обеспечить широкую распространнееность этих учереждений.

Сюда же входят старшие (2 выпускнфх класса) для того, чтобы лтицо м. получить полное среднее профессиональное образование или продолжить обучение в высшем учебном заведении.

Высшее образование.

Механизм конкурсного отбора. Не общедоступное, но государство обязано предоставить возможность получение его бесплатно посредством конкурсного отбора в ВУЗях (по конституции м. получить и на предприятиях как и среднее – но фактичекски нельзя). Государство не предписано выделение степендии по конституции. Гарантируется законодательством о высшем  послевузовском образовании».

Государстов допускает возможность существования негосударственных учебных учреждений на всех степенях, а также стимулирует такого рода деятельность (предоставляется налоговый вычет – опалчивает фактически 13%). Однако государство осуществляет регулирование образовательного процесса, как в гос так и негос. Учреждениях – лицензирование такой деятельности и установление минимальных требований. А также государство устанавливает образовательные стандарты – определенный уровень знаний, который д. получить обучаемый.

Культырные права

Характеризуют возможность участия индивида в культурной жизни общества как индивидуально, так и коллективно, как с точки зрения создания культурных ценностей, так и доступа к ним.

Свобода творчества и преподавания.

Означает право свободно создавать произведение искусства. Предварительная цензура художественных произведений запрещена. Для выставления не требуется спец разрешение государственных и др. органов. Ограничения касаются соблюдения нравственных норм, связанных с ограничением или запретом распространения. Право на литературные и художественные произведения в авторском праве и смежных правах возникает с момента появления этих произведениях в объективной форме,  в регистрации нет необходимости. Свобода научного, технического и иных видов творчества. Нет в РФ запретов за редким исклчением. Результаты этого творчества подлежат патентованию, т.е. признанию со стороны государства новшества и приоритет этого лица в данной сфере. Отдельные права сохраняются у родственников для авторского права, а права ограничены сроком, в течении которого лицо обладает исключительным правом на это изобретение. После истечения срока изобретение становится общедоступным.

Учебные заведения вправе определять формы и методы преподавания в рамках гос стандартов: университетская автономия, тоже самое и в средних учебных заведениях. Сами определяют программы, формы аттестации, рекомендованные или нет учебники.

Право на участие в культурной жизни.

Пользование учреждениями культуры и право на доступ к культурным ценностям. Государство посредством развития сети учреждений культуры обеспечивает бесплатный, либо за доступную плату доступ к культурным ценностям. Государство реализует спец программы для доступа к ним для лиц с ограниченными возможностями.