Судебный прецедент. Как страна с Романо-германской системой – не рассматривает его как источник. Можно отнести Постановления Конст-го Суда о толковании КРФ, и уставного суда субъекта о толковании устава субъекта. Указывают на правильное толкование правовых норм. Иные акты суда можно отнести к источника к.п., т.к. конст-ый суд выработал такую категорию как позицию КС. КС полагает что правовая позиция (мнение КС) выраженная в мативировачной части постановления по конкретному делу д. применяться судами и иными правоприменителями ко всем аналогичным случаям (фактически по принципу судебного прецедента). Обычные решения иных судов не рассматриваются как источники права.
Конституционный обычай. В РФ единства нет по поводу их наличия. Можно рассматривать некоторые предпосылки к возникновению таких обычаев. Пример: мотивирование президентам подписанного им законом. Можно также рассматривать Новогоднее обращение президента.
В материально-правовом, формально-правовом и полит-ом смысле.
Имеет определенные юр. ф-ии и св-ва.
1) одна из основных – учредительная 2 аспекта: а) м. учредить новое гос-во, либо новую систему органов власти, модифицирует полит-ую систему. Если нет изменений – нет смысла принемать К.
2) политическая К закрепляет полит-ий режим (допуск граждан к управлению), основные полит-ие процедуры, правила по которым протекает полит-я жизнь, участие в ней через акции, выступления и т.д.
3) юридическая. К предсиавляет собой нормативный документ, а не декларацию и подлежит применению. В РФ действует непосредственно. Устанавливает основы всех отраслей права.
4) общесоциальная. К закрепляет определенное сложившееся в гос-ве общ-ое отн-е, либо то которое зак-ль считает приемлемым и желаемым. Основы статуса индивида внутри общ-ва, взаимодействия гос-ва с общ-вом
5) мировоззренческая. К определенным образом воспринимается обществом, ее применение отражается на правосознании.
Идеологическая ф-ия у конституции отсутствует, т.к. закреплено полит-ое и идеологическое многообразие.
1) учредительный хар-р 2) н-п содержание 3) верховенство К (включает высшую юр-ую силу (высшее звено иерархии) и прямое действие К (нормы К применяются непосредственно и не требуют конкретизации в каких либо др актах)).
1) по СП-обу принятия: 1Щ) приняты спец-о определенным органом, единств-ая ф-ия которого принятие конституции после чего прекращает сущ-е или становится парламентом (учредительное собрание) 2) парлаентом 3) на референдуме (народная К) 4) на основе договора между гос-вами (договорная) 5) дарованные или октроированные (дарованные абсолютным монархом)
2) СП-бы изменения: 1)гибкие ( изменяются в относительно простой процедуре, наиболее адекватно отражают состояние общ-х отн-ий) 2) жесткие (сложный порядок изменения, не только согласие парламента, но и субъектов + др. сложности.
3) По сроку действия: 1) постоянные (действие не ограниченно сроком) 2) временные (переходные) нет возможности урегулировать отношения на длительный срок (например только возникшее гос-во).
4) По соответсвию фактически сущ-ей системе отн-ий 1) фиктивные (при принятии которой очевидно, что она не будет реализована на практике. припри принятии которой очевидно, что она не будет реализована на практике.тельный срок (например только возникшее гос-во)а, но имер: советвкие) 2) формальная ( Вилу каких-либо причин не отражает или не в полной мере отражает имеющиеся на практике конст-ые отн-я) 3) реальные ( макс-но полным образом отражающие состояние конст-х отн-ий)
5) 1) юридические (К которая сущ-ет на основании норм права) 2) фактическая ( К в соц-полит аспекте, то как она реализуется на практике)
6) С точки зрения внешнего выр-я конст-х норм 1) писанные 2) неписанные (англосаксонская правовая система)
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.