— А у меня обратная реакция! — не задумываясь ответила она и засмеялась.
Вот этот вопрос и этот ответ (то есть этот прием и этот результат) — это психоанализ в самом чистом виде, образец любого психоаналитического исследования.
— Интересно, — продолжил я расспрос, — почему это у тебя обратные реакции на мои просьбы?
— Да нет, я пошутила. Просто забыла посолить, и все. Но я настаивал на более убедительном ответе, 'нажимая на то, что любое событие всегда имеет какую-то причину. Однако мать как бы закрылась, отказываясь и от первого своего "шуточного" объяснения, и от последующих. Было среди них, например, и такое: "Я специально сказала об обратной реакции, чтобы ты поломал голову со своим Фрейдом". В конце концов у нее сорвалась такая фраза: "Это тебе такой же урок, как Артуру!" (Артур, мой сын, хотел однажды проверить на бабушке технику гипноза, и она с интересом согласилась; минут через пятнадцать сеанс закончился, и мать победоносно объявила, что у Артура ничего не вышло). Обобщив два этих случая, мать тем самым указала, что оба они имеют одинаковую причину.
— Какой урок? В чем урок?
— А в том, что нельзя заставить меня делать то, что вы хотите!
Обратите внимание на формулировку: не "то, что Я не хочу", а "то, что ВЫ хотите". Значит дело не в том, что наши желания противоречили ее намерениям. Наоборот: она хотела посолить рыбу, она хотела подвергнуться гипнозу. Причина в том, что ее поведение — протест против навязывания воли. Вероятно, вы заметили, что при расспросах мы снова столкнулись с таким же сопротивлением, как в случае Бернгейма. Нетрудно было продвинуться дальше и подвести ее к осознанию того, что в основе лежит ее беспокойство за свою роль главы семьи, которую она с каждым годом все больше утрачивает. Утрата этой роли — травмирующее обстоятельство, потому что свидетельствует о прекращении главной жизненной функции: выращивания потомства. Защищаясь от травмирующих переживаний, психика препятствует осознанию негативных фактов. Вероятно, мать признала бы их в беседе с посторонним психоаналитиком, но я для нее прежде всего сын, поэтому встретил бы непреодолимое сопротивление.
От дальнейших расспросов я отказался и продолжил свою работу. Но, минут через пять, мать снова пришла ко мне в комнату и стала объяснять, что бывают совершенно случайные события, и нельзя всегда и во всем искать причину. Заметно было, что она расстроилась. Чтобы разрядить обстановку, я пошел бриться, а когда вышел из ванной, оказалось, что мать ждет меня под дверями. Она объявила, что меня на этом случае заклинило. Это тоже важные моменты. Такое эмоциональное реагирование и такая вовлеченность — верный признак точности толкования, точности приближения к бессознательному источнику раздражения.
Мы несколько отклонились от толкования сновидений в область, ОШИБОЧНЫХ ДЕЙСТВИЙ, таких как оговорки, очитки, описки, ослышки, забывание намерений и имен, затеривание предметов и т.п. В данном курсе мы эту тему специально не рассматриваем, предлагая вам просто принять к сведению, что все эти случаи, в том числе случай с потерей бумажника и с заливной рыбой, имеют скрытый смысл. Вспомним теперь, что самый первый ответ моей матери, данный ею без обдумывания, оказался самым близким к истине. А почему бы нам и со сновидением не поступить так же, как с ошибочным действием — взять да и с ходу спросить у человека, видевшего сон, чем он может объяснить свое , сновидение. Первое же, что придет ему в голову, и будем считать объяснением. Конечно, у вас есть возражения, причем вполне справедливые. Во-первых, ошибочное действие единично, а сновидение содержит массу событий, лиц, неожиданных поворотов. Во-вторых, нам может вообще ничего не прийти в голову. В-третьих, мало ли что можно брякнуть, не задумываясь.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.