Несколько особо обстоит дело с гомосексуализмом. О бисексуальности живых организмов, в том числе и человека, мы уже упоминали. Здесь нужно добавить, что во времена Фрейда естественные науки еще не располагали многими известными нам открытиями. В частности, он писал: "Биологические критерии, вроде предложенных В.Флиссом (1906) периодов в 23 и 28 дней, еще очень спорны; химические особенности сексуальных процессов, которые мы можем лишь предполагать, еще только ждут своего открытия". Это вынудило Фрейда объяснять сексуальные процессы, в основном, психологическими факторами. Сейчас нам известны и генетический код, и гормональный баланс, и хромосомный анализ. Мы знаем теперь, что не всегда и не все можно изменить или исправить. Поэтому, знакомясь с лекциями Фрейда, не будем переоценивать могущество психологических методов в изучении и коррекции нашего поведения, мышления и эмоционального реагирования.
Вернемся теперь к оставленному нами случаю влечения взрослых людей к детям. Познакомившись с явлениями фиксации и регрессии, мы уже без затруднений можем определить причину: происходит возврат к той фазе сексуального развития, когда маленькие дети начинают исследовать друг друга, либо к фазе, когда в возрасте 10—12 лет сверстники начинают влюбляться друг в друга.
Вполне понятно нам и сексуальное влечение молодых людей к пожилым и старикам. Это отклонение копирует нормальный детский инцестуозный выбор, особенно в тех случаях, когда ребенок воспитывался у бабушки с дедушкой.
Завершая это занятие, обращаю ваше внимание на то, что мы исследуем исключительно психологические аспекты сновидений и некоторых сопутствующих психических нарушений. За пределами нашего курса остаются другие причины, например, психические заболевания, наследственность, кон-ституциональные особенности психики. Поэтому еще раз предостерегаю вас от слишком широкого толкования и применения наших новых знаний.
ЗАНЯТИЕ ТРИНАДЦАТОЕ
Так же, как при гипнозе человек не может быть загипнотизирован без его желания, так и толкование сновидения невозможно без его доброй воли. В последнем случае, однако, есть два исключения: во-первых, это уже знакомое вам явление символизации, которое иногда проясняет скрытый смысл сновидения без толкования;
во-вторых, это так называемые ТИПОВЫЕ СНОВИДЕНИЯ. Мы рассмотрим их несколькими группами.
Начнем со сновидений, имеющих у различных людей одинаковый скрытый смысл и одинаковое явное содержание.
Сновидения обнажения. Мало кто не видел таких сновидений. Они довольно разнообразны: человек может видеть себя совершенно раздетым, полугольм, а иногда достаточно сознавать, что в одежде какой-то непорядок (расстегнуты пуговицы, отсутствует галстук или форменная фуражка и т.д.). Эти вариации зависят от индивидуальных представлений каждого о неприличии. Но суть явного содержания остается одинаковой — человек видит во сне, что не одет, или что в его туалете есть дефекты, очень стыдится этого и пытается скрыться от окружающих. Это у него никак не получается, он как бы связан и не может сдвинуться с места. Окружающие, однако, не обращают на него никакого внимания, причем это сплошь незнакомые люди.
В основе таких сновидений лежат детские воспоминания о днях счастливой свободы, когда обнаженному человечку и в голову не приходило стыдиться. Вспомните, как счастлив ребенок, когда его разденешь, как радостно он прыгает и хлопает себя ладошками! Да и в зрелом возрасте обнаженньм чувствуешь какую-то необычную приподнятость и легкость. Остальное пакостит цензура. Включая в сновидение "общество вообще", она напоминает, что теперь детская свобода невозможна, а невозможность сдвинуться с места проистекает от конфликта воли: хочется продолжить или продлить обнажение, цензура же требует обратного. Иногда дело доходит до включения страха или изображения отрицания (с этими явлениями мы уже знакомы).
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.