Так начинает складываться комплекс устранения отца, называемый в психоанализе ЭДИПОВ КОМПЛЕКС. С взрослением этот комплекс не ослабевает, а все более усиливается. Отец, пользуясь зависимостью сына, постоянно ограничивает его свободу; позже к этому добавляются материальные и имущественные мотивы, возникают вопросы наследования. Таким же образом мать становится для дочери первым блюстителем целомудрия и отказа от недопускаемой обществом сексуальной свободы. Естественным образом, мальчик ищет любви, понимания и защиты у матери, а девочка у отца. Поляризация усиливается, эдипов комплекс набирает силу.
Миф о царе Эдипе гласит, что оракул предсказывает фиванскому царю Лайю и царице Иокасте: их еще не родившийся сын станет убийцей своего отца. Когда ребенок родился, его подкинули чужим людям, и мальчик, получивший имя Эдип, вырос при дворе другого царя. Пытаясь выяснить свое происхождение, Эдип обращается к оракулу, и тот советует Эдипу избегать своей родины, потому что он станет убийцей своего отца и мужем своей матери. В одном из сражений Эдип убивает царя Лайя, не зная, что тот его отец, и входит в Фивы. Там он раскрывает тайну сфинкса и в награду за это его избирают на фиванский престол, и он получает в жены царицу Иокасту, которая рождает ему двух дочерей и двух сыновей. Через некоторое время в Фивах разражается чума; оракул извещает, что чума прекратится, если будет изгнан неизвестный убийца царя Лайя. Расследование продвигается медленно и трудно, а когда Эдип узнает правду, он ослепляет себя и покидает родину.
Тот же мотив очевиден в трагедии Шекспира "Гамлет" и многих других литературных произведениях. Тема, как мы видим, не только стара, как мир, она до сих пор находит живой отклик в людях всех континентов. Уместно вспомнить, что довольно часто можно услышать, как маленький мальчик говорит о любви к своей маме и намерении жениться на ней. Нас это умиляет, и мы уже в который раз не даем себе труда глубже вдуматься в невинный детский лепет. Обильное выражение детьми своей любви и не может быть иным, поскольку генитальная фаза их сексуального развития еще не наступила. Их стремления действительно невинны, но невинны еще не значит не-сексуальны. С наступлением генитальной фазы и угасанием аутоэротизма психологи дружно отмечают возникновение у детей фантазий о половых актах с родителями. Этому способствуют как отмеченные нами выше усиливающаяся половая ориентация и случаи наблюдения полового акта родителей, так и само поведение родителей по отношению к детям. Дети бессознательно (а иногда и сознательно) провоцируют родителей, возбуждая в них сексуальное влечение. Это снова звучит непристойно и страшно, но посмотрите вокруг себя трезво. В судах рассматривается масса дел подобного рода, а сколько их до суда не доходит! Здесь, правда, случается довольно любопытный казус. В случае невротического развития процесса эротические фантазии девочки о половой близости с отцом, сталкиваясь с воспитанным представлением об ужасности этого, превращаются в навязчивое представление о совершенном им изнасиловании. Это не раз приводило к судебным ошибкам.
Проблема кровосмесительства — инцеста — звучит в современных романах, об этом снимаются остросюжетные кинофильмы. Не признавать ее очень трудно, однако многие люди справляются с этой трудностью. Выдвигается, например, возражение, что, поскольку внутрисемейные браки приводят к вырождению, в человеке заложено природное отвращение к инцесту. Почему-то при этом упускается из вида, что самые строжайшие общественные запреты — именно инцестуозные. Этот запрет был главным и в первой известной в истории религиозно-общественной системе — тотемизме. Все эти запреты говорят об одном: о том, что инцесту озное влечение и очень сильно, и очень распространено. Исследователь Т.Рейк еще в 1916 году опубликовал работу о жизни современных полудиких племен. Оказалось, что там инцестуозные запреты еще строже, чем в цивилизованных обществах. Первый выбор у людей ВСЕГДА инцестуозный, и это нормальное проявление детской сексуальности. Так к рассмотренным ранее сексуальным отклонениям добавляется еще одно: реализация сексуального влечения родителей по отношению к детям. Однако широко известны случаи влечения к детям и таких взрослых людей, которые не являются их родителями и вообще не имеют своих детей. Следовательно, причина не в родственных связях, а в чем-то другом. Совместный семейный быт и детский инцестуозный выбор просто способствуют таким проявлениям. Чуть позже мы обнаружим эту причину.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.