Итак, весенним утром я иду гулять и бреду зеленеющими полями в соседнюю деревню, там я вижу жителей деревни в праздничных платьях с молитвенниками в руках, большой толпой направляющихся в церковь. Ну да, ведь сегодня воскресенье, и скоро начнется ранняя обедня. Я решаю принять в ней участие, но сначала отдохнуть на окружающем церковь кладбище, так как я немного разгорячен. Читая здесь различные надгробные надписи, я слышу, как звонарь поднимается на колокольню и вижу наверху маленький деревенский колокол, который должен возвестить начало богослужения. Некоторое время он висит неподвижно, затем начинает колебаться — и вдруг раздаются его громкие пронзительные звуки, такие громкие и пронзительные, что я просыпаюсь. Звуки, однако, исходят от будильника.
Второе.
Ясный зимний день; на улицах сугробы. Я согласился принять участие в прогулке на санях, но вынужден долго ждать, пока мне сообщат, что сани у ворот. Затем следуют приготовления к тому, чтобы, усесться, — надевается шуба, достается ножной мешок; наконец, я сижу на своем месте. Но отъезд еще задерживается, пока вожжами не дается знак нетерпеливым лошадям. Вот они трогаются с места; сильно трясущиеся колокольчики начинают свою знаменитую янычарскую музыку с такой силой, что паутина сна моментально рвется. Опять это не что иное, как резкий звон будильника.
Третье.
Я вижу судомойку, проходящую по коридору в столовую с несколькими дюжинами тарелок, поставленных одна на другую. Мне кажется, что:
колонна фарфора в ее руках вот-вот потеряет равновесие. "Смотри, — говорю я, — весь груз полетит на землю. " Разумеется, следует неизбежное возражение: я уже привыкла к подобному и т.д., между тем я все еще не спускаю беспокойного взгляда с идущей. И в самом деле, на пороге она спотыкается, и хрупкая посуда с треском и звоном разлетается по полу. Но этот бесконечно продолжающийся звон, как я скоро замечаю, не треск, а настоящий звон, и виновником его, как уже понимает просыпающийся, является будильник.
Таким образом, все три сна подтверждают наше первое открытие:
сновидение — ответ на раздражение. Относительно второго открытия — что сновидение использует материал нашей памяти — есть подтверждения в первом (соседняя, а не какая-то деревня) и третьем (его судомойка) сновидениях. Подтвердилось и третье открытие: сновидение подменило звон будильника, объяснив его иначе, но очень убедительно, давая возможность еще поспать. Четвертое открытие — о необходимости знать обстоятельства жизни человека — подтвердилось лишь частично. Шестое открытие (тайну сновидения может знать лишь сам спящий) теперь уже наверняка доказано.
Я пропустил пятое открытие — что для толкования необходимо знать события предыдущего дня. Дело в том, что, приводя эти примеры, Фрейд не заметил очень существенного общего для всех трех сновидений обстоятельства: в каждом сновидении спящий внимательно ждал! Ждал, глядя на колокол, когда же он, наконец, зазвонит; ждал, досадуя, когда же, наконец, поедем; с тревогой ждал, что судомойка все-таки разобьет посуду. Толкование довольно просто: вчера он ставил будильник. Он имел четкую установку проснуться по звонку. Поэтому сновидение и не справилось со своей функцией — сохранить сон, а наше пятое открытие нашло подтверждение. Вот, например, случай, когда звон не разбудил спящего. Это сновидение самого Фрейда. Когда он был в одном тирольском местечке, ему приснилось, что умер Папа Римский. Утром жена спросила его, слышал ли он ужасный колокольный звон под утро? Он не проснулся, потому что сновидение все объяснило.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.