Но вот человек проснулся, и цензура возвращается в боевое состояни Теперь она уже более строго оценивает пропущенный в сознание во время сна материал и как можно быстрее стирает его, устраняя из памяти причем начинает с самых нецензурных элементов сновидения. Поэтом при толковании полезно пересказывать сновидение несколько раз, обращая внимание на то, какие элементы у рассказчика выпадают. Именно эти элементы — кратчайший путь к бессознательному материалу. Не надо думать, что этот путь и легчайший. Если удается заставить пациента восста- новить в памяти пробелы — стертые места — сновидения, его сопроти- вление проявится в отказе от дальнейшего анализа. Если не в этом, то пациент начнет спотыкаться на ассоциациях к этим элементам. Если и это преодолено, он станет упорно опровергать результаты толкования. Бывает какой-то элемент сновидения забыт, а через несколько дней неожиданно его вспоминают. Тогда возникает сомнение в качестве вспоминания не произошла ли подмена? Не похозяйничала ли здесь цензура? Конечно похозяйничала, но пусть вас это не смущает. Качество вспоминания не имеет значения (ранее мы уже говорили об этом) — ведь психические процессы не хаотичны. Если подмена или искажение произошли — они имеют конкретное выражение и конкретную причину, которые проистекают из того же бессознательного материала. Как ни петляйте, вы все равно придете туда же. Бывает, что через дни и недели неожиданно вспоминаются и полностью стертые сновидения. Они вполне пригодны для анализа. Вообще, свежее сновидение толковать сразу не следует, так как на него обращено все внимание цензуры. Пусть она немного отстанет. Запишите свое сновидение самым тщательным образом, помня о том, что наиболее важны самые плохо сохранившиеся элементы. Не позволяйте вашей критике отметать пустяковые (казалось бы) детали. Вы уже достаточно подготовлены для того, чтобы понимать: в занижении значения какой-то детали сказывается коварство цензуры — сопротивление толкованию. Сравнивая вечерний пересказ сновидения с утренней записью, вы можете обнаружить выпавшие элементы и обратить на них первостепенное внимание.
Итак, нами раскрыта еще одна загадка — забывание сновидений. Заканчивая это занятие, приведу известное изречение Платона: "Добрыми являются те, которые довольствуются сновидениями о том, что злые делают в действительности". Это было сказано тысячи лет назад.
ЗАНЯТИЕ ВОСЬМОЕ
Перейдем к следующей загадке сновидений — к странным, необыкновенным чувствам, испытываемым нами во сне. Напомню, что на предыдущем занятии мы познакомились с понятием АФФЕКТА — эмоциями, сопровождающими наши желания и мысли, переживаниями, сопровождающими конфликты с цензурой. При вытеснении в бессознательное неприемлемого психического материала вытесняется и его эмоциональный заряд — аффект. Как вытесненные мысли не получают реализации и как вытесненные желания не получают удовлетворения, так и их вытесненный эмоциональный заряд не получает разрядки, вытесненные переживания не получают завершения. Это мы назвали УЩЕМЛЕННЫМ АФФЕКТОМ. Аффект как голое чувство, ощущение, не несет никакой смысловой нагрузки, а потому сам по себе не может вступать в противоречия с требованиями цензуры. Например, радость. Сама по себе она цензуре безразлична. А вот радоваться чужому успеху — "хорошо", радоваться чужому горю — "плохо". Поэтому при проникновении сквозь цензурные заграждения недопустимых мыслей и желаний, сопровождающий их аффект искажениям не подвергается и частично высвобождается. Вместе с обманным осуществлением желания во сне происходит и частичная разрядка эмоционального напряжения. В этом состоит главная защитная функция сновидений. Однако, не упускайте из вида, что разрядка лишь частичная. Этим объясняется еще одна загадка — притягательная сила сновидений, их жадное припоминание, неудержимое желание рассказать чуть ли не первому встречному. Мы тем самым вновь и вновь переживаем сновидение, все больше и больше высвобождая ущемленный аффект и снимая эмоциональное напряжение.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.