где Vа=47 м3, - вместимость кузова;
gp = gn / Kp, т/м3 - насыпная плотность груза [18];
где Kp = 1,4 - коэффициент разрыхления,
gn = 2,74 т/м3 - плотность массива [8];
gp = 2,74 / 1,4 = 1,957 т/м3;
Kш = 1,15 - коэффициент, учитывающий загрузку кузова с шапкой [18]
Q = 47 • 1,957 • 1,15 = 99 т;
G = 90 т - масса автомобиля;
q = 9,8 м/с2 - ускорение свободного падения;
Wo = 45 • 9,8 • (90+99) = 81,1 кН
Wi = i • P • g, Kн - сопротивление от уклона дороги; [18];
где i = 80‰ - максимальный угол подъема дороги [8];
Wi = 80 • 9,8 • (90+ 99) = 144,3 кН;
Wв = lн • W • v2, кН - сопротивление воздуха движению машины [18];
где lн = 5,5 - коэффициент обтекаемости [18];
W = 25,8 - площадь лобового сопротивления; [6];
v - скорость автомобиля;
Сопротивление ветра учитывается только при скорости автомобиля более 15 км/час [18], в данном случае при движении автомобиля с грузом в гору с максимальной скоростью £ 15 км /час, поэтому составляющую Wв - не учитываем.
Wj = 108 • а •Р • g, кН - сопротивление сил инерции движению машины [10];
где a = 0,4 м/с2 - ускорение автомобиля,
Wj = 108 • 0,4 • 9.8 • (90+99) = 77,9 кН;
Wк = Р • wк • g - сопротивление движению на кривых участках дороги [18];
где wк = 30 • (200 - R) / 200, м/кН - удельное сопротивление движению на кривых участках [18];
где R = 20 м - минимальный радиус поворота автомобиля [18];
wк = 30 • (200 - 20) / 200 = 27 м/кН;
Wк = (90 + 99) • 9,8 • 27 = 48,7 кН
Fk max = 81,1+144,4 + 77,9 + 48,7 = 352 кН;
Касательная сила тяги имеет ограничения по сцеплению колес с дорогой:
Fк £ 1000 • Pсц • y [18];
где Pсц = Ксц •P • g - сцепной вес автосамосвала, кН [18];
где Ксц = 0,65 - коэффициент сцепного веса [16];
y = 0,55 - коэффициент сцепления колес с дорогой [18];
Pсц = 0,65 • (90+99) • 9,8 = 1,172 кН;
Fк £ 1000 • 0,55 • 1,172 = 644,6 кН;
352 £ 644,6 - условие выполнено
Касательная сила тяги имеет ограничение по мощности двигателя, кВт, [18]:
N = Fк • v / 3600 • hт • hом |
(3.12) |
где v - скорость движения автосамосвала, км/час.
hт = 0,71 - КПД транмиссии [18];
1. hом = 0,88 - коэффициент учитывающий отбор мощности на вспомогательные устройства [18];
2. Далее, пользуясь вышеизложенной формулой, составляем профиль пути с указанием уклона дороги и максимальной скорости автомобиля (рис. 3).
Рис. 3 Профиль пути движения автосамосвала.
Используя формулу мощности двигателя, находим максимальные скорости на отдельных участках дороги, причем значения касательной силы тяги подставляем в зависимости от угла наклона дороги, км/ч:
vгр1 = N • hт • hом • 3600 / Fк |
(3.13) |
где N = 956 кВт - мощность двигателя самосвала;
vгр1 = 956 • 0,71 • 0,88 • 3600 / 279830 = 7,7 км/час
Аналогично vгр2 = 7,2 км/ч; vгр3 = 6,1 км/ч; vгр4 = 8,2 км/ч;
Скорость движения автомобиля на прямых участках дороги
vгр.пр. = 10,3 км/ч;
vгр.ср. = å (vi • li) / lтр |
(3.14) |
где lтр = 3 км - максимальная длина транспортировки [8];
li - длина i-го участка дороги (см. рис. 3);
vгр.ср.=(6,1 • 0,3 + 7,7 • 0,8 + 7,2 • 0,5 + 8,2 • 1,3 + 10,3 • 0,01)/ 3=7,76 км/ч;
Аналогично находим скорость порожнего автомобиля на каждом участке дороги, но значение Fк берем уже с учетом сопротивления ветра и обратного действия сил сопротивления уклона дороги.
vпор1 = 24,1 км/ч; vпор2= 26,6 км/ч; vпор3 = 38,47 км/ч; vпор4 = 22,03 км/ч;
vпор.ср. = 24,84 км/ч;
Предельный угол, преодолеваемый машиной при трогании на подъем,‰, [10]:
i = Fkmax / ((Q + G) • g) - (w0 +108 • a) |
(3.15) |
i = 352 • 103 / ((90 +99) • 9,8) - (45+108 • 0,4)= 107 ‰
условие выполнено 107 ‰ > 80 ‰
Тормозной путь до полной остановки, м, [18]:
Lт = 3,9 • (1 + g) • vmax2 / (w0+ imax + 1000 • jт); |
(3.16) |
где vmax = 38,47 км/ч - максимальная скорость движения автомобиля;
g = 0,15 - коэффициент учитывающий инерцию вращающихся масс автомобиля [18];
jт = 0,25 коэффициент сцепления колес машины с дорогой при торможении [18]
Lт = 3,9 • (1 + 0,15) • 38,472 / (45 - 80 + 1000 • 0,25) = 30,87 м;
Полный тормозной путь, м, [18]:
Lп.т = Lр.в. + Lт |
(3.17) |
где Lр.в.= 0,278 • vmax • tp - путь, проходимый машиной за время реакции водителя [18];
где tp = 2 сек - время реакции водителя [18];
Lп.т = 0,278 • 2 • 38,47 + 30,87 = 52,26 м > 40 м;
Тормозной путь получился больше рекомендуемого, следовательно на третьем участке дороги ограничиваем скорость автомобиля до 30 км/ч. Отсюда: Lт = 18,77 м, а Lп.т = 35,45 м < 40 м - условие выполнено.
Проверка по условию заноса, [18[:
vmax < 3,9 • Ög • R • (fск ± iв) |
(3.18) |
где fск =0,45 - коэффициент бокового скольжения; [18];
iв = 0,02 - поперечный угол виража [18];
R = 20 м- минимальный радиус поворота [18];
vmax £ 3,9 • Ö9,8 • 20 • (0,45 - 0,02)
30 £ 35,8 - условие выполнено;
Время рейса автомобиля, мин. [18]:
Tp = tn + tдв + tp + tдoп |
(3.19) |
где tn - время погрузки автосамосвала, мин;
Если gp < q / Vа [18];
где gp = gn / Кр = 1,957 т/ м3 - насыпная плотность груза;
q = 120 т - грузоподъемность автомобиля
Vа - 47 м3 - емкость кузова машины;
1,957 < 120 / 47
1, 957 < 2,55
Следовательно
tn = Vа / (Vэ • Kн) • tц |
(3.20) |
где Vэ= 10 м3 - емкость ковша экскаватора;
Кн = 0,85 - коэффициент наполнения ковша [18];
tц= tц.т. • Kк, мин - продолжительность цикла экскаватора;
где tц.т. = 26 сек = 0,43 мин - теоретическая продолжительность цикла экскаватора;
Кк= 1,405 - коэффициент корректировки цикла [18];
tп = 47 / (10 • 0,85) • 0,43 • 1,405 = 3,13 мин;
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.