Сущность, цели и организация коммерческой деятельности. Понятие о коммерческой деятельности, страница 4

Для  всесторонней оценки эффективности коммерческой деятельности предприятия, необходима система показателей. Важнейшим показателем эффективности работы торгового предприятия является прибыль, в которой отражаются результаты всей торговой деятельности предприятия: объем реализованной продукции, его состав и ассортиментная структура, производительность труда, уровень затрат и т.д.

Прибыль рассчитывается как разность между ее доходами и расходами. В торговли различают:

- прибыль от реализации товаров (операционная) – это разность между торговыми надбавками и издержками обращения;

- прибыль балансовая – рассчитывается с учетом планируемых доходов и расходов.

К не планируемым расходам относятся: налоги, уплачиваемые в федеральный и местный бюджет; не планируемые расходы, пени, неустойки, уплаченные за нарушение договорных обязательств. К не планируемым доходам относятся штрафы, пени, и неустойки, полученные от различных организаций, излишки товарно-материальных ценностей, выявленные при инвентаризации и др.

Для характеристики экономической эффективности торгового предприятия, а также в целях проведения сравнительного анализа необходимо знать не только абсолютную величину прибыли, но и ее уровень. Уровень прибыли характеризует рентабельность торговых организаций – один из показателей эффективности их деятельности. Наиболее распространенный показатель рентабельности торговли – отношение суммы прибыли к товарообороту, который показывает лишь долю чистого дохода торговли в сумме товарооборота. Особое значение для оценки эффективности коммерческой работы приобретает сопоставление прибыли с произведенными затратами (издержками обращения):

П : Р х 100%

где:  П – прибыль торгового предприятия за определенный период;

 Р – расходы торгового предприятия.

Этот показатель показывает, какова доля прибыли на каждый рубль расходов по ведению коммерции.

Одним из качественных показателей эффективности коммерческой работы являются издержки обращения (расходы по осуществлению коммерческой деятельности). Издержки обращения представляют собой выраженные в денежной форме затраты, связанные с осуществлением торговой деятельности. Расходы, связанные с осуществление процессов купли – продажи товаров(закупка, реализация товаров и процессы, которые способствуют осуществлению актов купли – продажи товаров) называются чистыми издержками обращения. Уровень издержек обращения рассчитывается как процентное отношение суммы издержек обращения к товарообороту.

Другим важным условием эффективности коммерческой деятельности торгового предприятия является скорость обращения товаров, выражающаяся в показателе товарооборачиваемости. Товарооборачиваемость – это скорость обращения товаров или время, в течение которого реализуются товарные запасы. Показатель товарных запасов в днях рассчитывается путем деления суммы товарных запасов на определенную дату на однодневный оборот предстоящего периода. Товарооборачиваемость отражает среднее время обращения товарного запаса за определенный период или выражает число оборотов среднего запаса за указанный период. Товарооборачиваемость в днях к обороту рассчитывается путем деления среднего запаса товаров на среднедневной оборот за какой-то период:

О = Зср : Тс/д

Где: О – товарооборачиваемость в днях;

Зср – средний запас товаров за определенный период;

Тс/д – среднедневной товарооборот за тот же период.

Товарооборачиваемость, выражаемая числом оборотов среднего запаса за какой-то период времени, рассчитывают по формулам:

К = П : Зср

К = Ч : О

Где: К – количество оборотов товарной массы за отчетный период;

      П – объем продажи товаров за тот же период;

Зср – средний запас товаров за определенный период;

      Ч – число дней в отчетном периоде;

      О – товарооборачиваемость в днях.

Каждый из рассмотренных выше показателей эффективности коммерческой деятельности, взятый в отдельности, недостаточно полно учитывает и характеризует эффективность торговой организации в целом.