Сущность, цели и организация коммерческой деятельности. Понятие о коммерческой деятельности, страница 16

3.  Регулировать и контролировать договорные отношения, что послужит гарантом работы предприятия с надежными поставщиками.

Для оценки эффективности коммерческих отношений Ч.П. «Санникова» были рассчитаны показатели: объем товарооборота, прибыль, рентабельность, сумма и рентабельность товарных запасов, сумма издержек обращения, уровень издержек обращения и и рентабельность текущих издержек обращения.

В отчетном 2003 году объем товарооборота составил 2 640 тыс. руб., что по сравнению с предшествующим 2002 годом увеличился на 252 тыс. руб. Исходя из роста товарооборота можно увидеть увеличение другого показателя, такого как прибыль, т.к. данный показатель находиться в зависимости от товарооборота. В 2003 году прибыль предприятия составила 33,6 тыс. руб., а в 2002 году 28,8 тыс. руб. Из этого видно, что в отчетном году прибыль предприятия увеличилась на 4,8 тыс. руб., что обусловлено ростом товарооборота.

Показатель рентабельности в отчетном 2003 году составил 1,27%, а в предшествующем 2002 году 1,21%. Увеличение в 2003 году рентабельности произошло на 0,06%. Это хоть и небольшой показатель увеличения, но все-таки увеличение наблюдается, а это значит, что предприятие в целом работает эффективно.

Известно, что товарные запасы являются гарантом непрерывности работы предприятия. Увеличение товарооборота следовательно влечет за собой и рост суммы товарных запасов. В предшествующем году сумма средних товарных запасов составила 103 800 руб., а в отчетном году 106 400 руб. Увеличение суммы товарных запасов произошло на 2 600 руб. Рентабельность товарных запасов тоже увеличилась в отчетном 2003 году на 0,01%.

Но отрицательным в работе предприятия является то, что в отчетном 2003 году произошло увеличение суммы издержек обращения, а также и рентабельности их. В 2002 году сумма издержек обращения составила 644,4 тыс. руб., а в 2003 году 712,8 тыс. руб. Эти данные показывают, что увеличение суммы издержек обращения произошло на 68,4 тыс. руб., а рентабельность текущих издержек обращения повысилась на 0,2% . Основными причинами роста издержек обращения является неэкономичное расходование средств. В целях повышения эффективности работы Ч.П. «Санникова» необходимо:

1.  Добиться опережающего темпа роста товарооборота по отношению к издержкам обращения за счет:

-  проведения рекламной компании;

-  обновления ассортимента за счет введения товаров, пользующихся высоким спросом, что расширит и углубит ассортимент предприятия.

2.Активизировать работу с поставщиками, с этой целью:

-  пересмотреть условия договора для уменьшения транспортных расходов;

-  отрегулировать график завоза.

3.Осуществлять своевременное маневрирование товарными запасами.

4.  Разработать систему по созданию профессиональных деловых качеств коллектива в соответствии с требованиями к современным коммерческим работникам.

5.  Повысить культуру обслуживания за счет:

-  формирование полного ассортимента;

-  соблюдения правил торговли;

-  повышения требований к внешнему виду продавцов-кассиров;

-  соблюдения санитарных условий на рабочем месте.

Литература.

1.  Бланк И.А. «Управление торговым предприятием.» - М.: Ассоциация авторов и издателей. ТАНДЕМ. Издательство ЭКМОС, 1998. – 416 с.

2.  Гуняков В.И. «Коммерция»А.О. Визит 1999.

3.  Котлер Ф. «Основы маркетинга». – М.: Финансы и статистика. Аудит – 82.

4.  Понкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность: Учебник для высших и средних специальных учебных заведений. – 3-е издание. М.: Информационно – внедренчиский центр «Маркетинг», 1997. – 328 с.

5.  Тарифно – квалификационный справочник – М.: «Издательство ПРИОР», 1999. – 240 с.