4. Дискретная случайная величина Х(r) – случайное число заявок, поступающих за промежуток времени r, распределено по закону Пуассона
;
его математическое ожидание (т.е. среднее число заявок, наступающих в потоке за промежуток времени r) и дисперсия равны:
, а среднее квадратическое отклонение .
Непрерывная случайная величина Т, представляющая собой промежуток времени между двумя любыми соседними заявками потока, распределена по показательному закону с параметром l=const (не зависит от времени t).
Функция распределения, плотность распределения , математическое ожидание (средний интервал времени между двумя соседними заявками)
дисперсия , среднее квадратическое отклонение .
6. Непрерывная случайная величина Тоб (время обслуживания одним каналом одной заявки) распределена по показательному закону с параметром m = const.
Функция распределения (t ³ 0), плотность распределения (t ³ 0), математическое ожидание (среднее время обслуживания одной заявки одним каналом, т.е. среднее время занятости канала)
дисперсия, среднее квадратическое отклонение .
7. Показатель нагрузки СМО эрланг (0<r<∞).
8. Вероятность того, что все m каналов свободны:
или .
9. Вероятность состояний СМО Pk, k=1,2,…,m [8], где и - табличные значения функции распределения Пуассона, или .
10. Вероятность того, что все m каналов системы будут заняты, т.е. пришедшая заявка получит отказ (не будет обслужена), значит:
11. Вероятность того, что пришедшая заявка будет обслужена (вероятность того, что канал «любой» занят):
12. Относительная пропускная способность равна вероятности обслуживания заявки
13. Абсолютная пропускная способность или среднее число заявок, которое может обслужить СМО за единицу времени:
14. Интенсивность выходящего потока обслуженных заявок (не стоит путать с потоком обслуживания)
15. Среднее число занятых каналов
.
16. Среднее число заявок под обслуживанием
.
17. Среднее число заявок, находящихся в СМО:
.
18. Среднее время пребывания заявки в СМО
.
19. Среднее время обслуживания заявки, относящееся ко всем заявкам, как обслуженным, так и получившим отказ: .
20. Среднее время полной загрузки системы
21. Среднее время простоя канала .
Пример 3. - Средний интервал между поступающими в прокатный пункт заявками и запросами на наличие определенных предметов составляет мин.
- Принимают заявки два работника, каждый с интенсивностью μ=12 заявок в час.
- С какой интенсивностью должен работать один работник, выполняя работу двух, чтобы доля потерянных требований осталась на прежнем уровне?
- На сколько требуется повысить интенсивность обслуживания двум работникам, чтобы доля потерянных заявок была менее 10%?
Решение. 1. Интенсивность поступления заявок на обслуживание
.
2. Интенсивность обслуживания каждого работника
μ = 12 заявок в час = 12/60 = 0,2.
3. Показатель нагрузки эрланг.
4. Доля потерянных требований для двух работников
.
5. Доля одного работника с λ = 0,2,
,
, отсюда μ = 0,8 .
Следовательно, один работник, выполняя работу двух, должен трудиться с интенсивностью μ = 0,8 = 0,8∙ 60 = 48 заявки/час, чтобы доля потерянных требований осталась на прежнем уровне.
6. Найдем интенсивность μ, чтобы доля потерянных заказов была меньше 10%.:
Принимаем , тогда .
Следовательно, каждому из двух работников требуется повысить интенсивность на 9 заказов/час (12 + 9) = 21, чтобы доля потерянных заказов была менее 10%.
Пример 4. - Гарантийная мастерская по ремонту холодильников принимает заказы на ремонт по одному телефону.
- Среднее число поступающих в течение часа заказов - 20.
- Среднее время оформления заказа – 4 мин.
- Определить показатели СМО.
- Как они изменятся, если подключить второй телефон?
Решение. 1. Интенсивность поступления потока заказов
, тогда среднее время между двумя очередными заказами равно
.
2. Среднее время обслуживания мин, тогда интенсивность обслуживания .
3. Показатель нагрузки канала , число каналов m = 1.
4. Вероятность того, что все каналы свободны: .
5. Вероятность состояния СМО .
6. Вероятность отказа Ротк = Р1 ≈ 0,57.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.