4. Дискретная случайная величина Х(r) – случайное число заявок, поступающих за промежуток времени r, распределено по закону Пуассона
;
его математическое ожидание (т.е. среднее число заявок, наступающих в потоке за промежуток времени r) и дисперсия равны:
, а среднее
квадратическое отклонение
.
Непрерывная случайная величина Т, представляющая собой промежуток времени между двумя любыми соседними заявками потока, распределена по показательному закону с параметром l=const (не зависит от времени t).
Функция
распределения, плотность
распределения
, математическое
ожидание (средний интервал времени между двумя соседними заявками)
дисперсия
, среднее
квадратическое отклонение
.
6. Непрерывная случайная величина Тоб (время обслуживания одним каналом одной заявки) распределена по показательному закону с параметром m = const.
Функция
распределения (t ³ 0), плотность
распределения
(t ³ 0), математическое
ожидание (среднее время обслуживания одной заявки одним каналом, т.е. среднее
время занятости канала)
дисперсия, среднее
квадратическое отклонение
.
7.
Показатель нагрузки СМО эрланг (0<r<∞).
8. Вероятность того, что все m каналов свободны:
или
.
9. Вероятность
состояний СМО Pk, k=1,2,…,m [8], где
и
-
табличные значения функции распределения Пуассона, или
.
10. Вероятность того, что все m каналов системы будут заняты, т.е. пришедшая заявка получит отказ (не будет обслужена), значит:
11.
Вероятность того, что пришедшая заявка будет обслужена (вероятность того, что
канал «любой» занят):
12.
Относительная пропускная способность равна вероятности обслуживания заявки
13. Абсолютная пропускная способность или среднее число заявок, которое может обслужить СМО за единицу времени:
14.
Интенсивность выходящего потока обслуженных заявок (не стоит путать с потоком
обслуживания)
15. Среднее число занятых каналов
.
16. Среднее число заявок под обслуживанием
.
17. Среднее число заявок, находящихся в СМО:
.
18. Среднее время пребывания заявки в СМО
.
19. Среднее
время обслуживания заявки, относящееся ко всем заявкам, как обслуженным, так и получившим отказ: .
20.
Среднее время полной загрузки системы
21.
Среднее время простоя канала .
Пример 3. - Средний интервал между поступающими в
прокатный пункт заявками и запросами на наличие определенных предметов составляет
мин.
- Принимают заявки два работника, каждый с интенсивностью μ=12 заявок в час.
- С какой интенсивностью должен работать один работник, выполняя работу двух, чтобы доля потерянных требований осталась на прежнем уровне?
- На сколько требуется повысить интенсивность обслуживания двум работникам, чтобы доля потерянных заявок была менее 10%?
Решение. 1. Интенсивность поступления заявок на обслуживание
.
2. Интенсивность обслуживания каждого работника
μ
= 12 заявок в час = 12/60 = 0,2.
3.
Показатель нагрузки эрланг.
4. Доля потерянных требований для двух работников
.
5.
Доля одного работника с λ = 0,2,
,
, отсюда μ = 0,8
.
Следовательно,
один работник, выполняя работу двух, должен трудиться с интенсивностью μ = 0,8 = 0,8∙ 60 = 48 заявки/час, чтобы доля потерянных
требований осталась на прежнем уровне.
6. Найдем интенсивность μ, чтобы доля потерянных заказов была меньше 10%.:
Принимаем , тогда
.
Следовательно, каждому из двух работников требуется повысить интенсивность на 9 заказов/час (12 + 9) = 21, чтобы доля потерянных заказов была менее 10%.
Пример 4. - Гарантийная мастерская по ремонту холодильников принимает заказы на ремонт по одному телефону.
- Среднее число поступающих в течение часа заказов - 20.
- Среднее время оформления заказа – 4 мин.
- Определить показатели СМО.
- Как они изменятся, если подключить второй телефон?
Решение. 1. Интенсивность поступления потока заказов
, тогда
среднее время между двумя очередными заказами равно
.
2.
Среднее время обслуживания мин, тогда интенсивность
обслуживания
.
3.
Показатель нагрузки канала , число каналов m = 1.
4. Вероятность того, что все каналы свободны: .
5.
Вероятность состояния СМО .
6. Вероятность отказа Ротк = Р1 ≈ 0,57.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.