- Заявка, поступавшая в момент, когда все m каналов заняты, становится в очередь и ожидает обслуживания.
- Любая пришедшая заявка будет обслужена. Требуется:
1. Построить граф состояний СМО.
2. Найти показатели эффективности СМО.
3. Определить вероятность того, что обслуживания ожидает не более ν заявок, v>m.
Решение.1. Состояния СМО нумеруются по числу заявок, находящихся в очереди или обслуживаемых:
s0 – СМО свободна (все каналы свободны);
s1 – канал занят, остальные свободны;
s2 – два канала заняты, остальные свободны;
………………………………………………………………………………
sk – занято k каналов, остальные свободны;
………………………………………………………………………………
sm – заняты все m каналов (очереди нет);
sm+1 – заняты все m каналов, одна заявка стоит в очереди;
………………………………………………………………………………
sm+n – заняты все mканалов, n заявок стоит в очереди;
………………………………………………………………………………
Рис. 14
2. Показатель нагрузки СМО. Доказано, что если а) , то вероятности состояний СМО существуют.
b) , то очередь растет до бесконечности.
3. Показатель (коэффициент) нагрузки, приходящийся на один канал
, (вероятности состояний СМО существуют); (очередь заявок в системе с течением времени будет неограниченно расти).
4. Вероятность того, что СМО свободна:
.
5. Вероятность любого состояния sk СМО, k=1,2,…
или
6. Вероятность отказа заявке Ротк = 0.
7. Вероятность того, что заявка будет принята в СМО: Рсист = 1- Ротк = 1.
8. Относительная пропускная способность q = Рсист = 1- Ротк = 1.
9. Вероятность того, что заявка окажется в очереди .
10. Абсолютная пропускная способность A = λ∙q = λ∙1 = λ.
11. Среднее число занятых каналов , ρ < m.
12. Среднее число заявок, находящихся в очереди:
.
13. Среднее число заявок, находящихся в СМО (как в очереди, так и под обслуживанием):
.
14. Среднее время ожидания заявки в очереди
.
15. Среднее время пребывания заявки в системе
.
16. Среднее время обслуживания одной заявки
.
17. Вероятность того, что обслуживание ожидает не более ν заявок, ν>m, т.е. в очереди будет не более ν заявок:
.или
18. Вероятность того, что система полностью загружена:
.
19. Вероятность того, что канал занят:
20. Среднее время неполной загрузки системы .
21. Среднее время полной загрузки системы .
22. Вероятность наличия очереди в системе
.
23. Среднее время наличия очереди .
24. Среднее время занятости канала .
25. Среднее время простоя канала .
Пример 9. - В билетной кассе автовокзала имеется одно окно.
- Кассир тратит на обслуживание пассажира в среднем мин.
- Среднее число пассажиров, желающих приобрести билеты в кассе, в течение одной минуты равно l=3 пас./мин.
[1] - интенсивность поступления заявок l выражает скорость поступления заявок на обслуживание (средняя плотность потока). l=const, т.е. l не зависит от времени t;
- интенсивность простейшего входящего потока заявок;
- число входящих заявок в единицу времени.
[2] Т – длительность интервалов между поступлениями заявок.
[3] Интенсивность простейшего «потока обслуживания», или интенсивность обслуживания m, характеризует скорость работы канала обслуживания (средняя продолжительность обслуживания). Интенсивность потока обслуживания m есть ни что иное, как производительность канала.
[4] Тоб – время, в течение которого какая-либо заявка находится на обслуживании, называется длительностью обслуживания.
[5] g(t) – плотность распределения вероятностей того, что в интервале, продолжительность которого равняется t, будет обслужена одна заявка (t ≥ 0).
[6] Эрланг – единица измерения показателя r.
7 – интенсивность потока обслуженных СМО заявок в единицу времени.
[8]Pk - при больших значениях m вероятности состояний СМО Pk удобно вычислять через табулирование функции:
распределение Пуассона, (1)
(2)
, из которых (1) можно выразить через (2), а именно , где
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.