20. Среднее время простоя системы
Пример 2. - Одноканальная СМО с отказами представляет собой один пост ежедневного обслуживания (ЕО) для мойки автомобилей.
- Заявка – автомобиль, прибывший в момент, когда пост занят, или в последний момент рабочего дня, получает отказ в обслуживании.
- В потоке автомобилей интервал времени между соседними поступающими автомобилями – величина случайная. Автомобили поочередно поступают к посту в момент времени: 8:00, 8:30, 9:40, 10:02, 11:20, 11:56, 13:42, 14:40, 15:55, 16:30, 18:00. Интервал между поступлениями равен: 30, 70, 22, 78, 36, 106, 58, 75, 35, 90 минут.
- Пост (ЕО) затратил на обслуживание каждого из пяти первых автомобилей различное время: 110, 100, 95, 120, 115 минут.
- Поток автомобилей (заявок) и поток обслуживаний являются простейшими. Требуется:
1. Определить показатели СМО,
2. Построить граф состояния,
3. Сравнить фактическую пропускную способность СМО с номинальной, которая была бы, если бы каждый автомобиль обслуживался точно 1,8 часа и автомобили следовали бы один за другим без перерыва.
Решение. Рассмотрим на оси 0t (час) поток заявок (автомобилей) для обслуживания.
- означает, что заявка принята к обслуживанию.
- означает, что заявка получает отказ.
Пусть какая-то заявка ▄, пришедшая в момент t1, принята к обслуживанию. Тогда все заявки , пришедшие после нее за время , получат отказ. Следующей будет принята к обслуживанию заявка ▄, пришедшая в момент t2 такой, что t2 – t1 > (см. рис. 9) или , где - интервал между концом обслуживания первой заявки и моментом t2 прихода ближайшей следующей, которая будет принята к обслуживанию.
Рассчитаем величины.
1. Средняя длительность промежутков времени между последовательными моментами прибытия автомобилей
мин.
2. Интенсивность поступления заказов (среднее число поступающих в единицу времени)
, т.е. за одну секунду на обслуживание в среднем прибывает 1/3600 автомобиля, за одну минуту – 1/60 автомобиля, за один час – 1 автомобиль.
3. Среднее время обслуживания одного автомобиля одним каналом
мин.
4. Интенсивность обслуживания (среднее число автомобилей, обслуживаемое одним каналом за единицу времени)
,т.е. за 1 секунду пост (ЕО) обслуживает в среднем 1/108 60, за 1 минуту – 1/108 и за 1 час – 60/108≈1/1,8 автомобиля.
5. Среднее число заявок за среднее время обслуживания (показать нагрузки системы)
эрланг.
6. Вероятность того, что канал свободен: Р0 = (1 + ρ)-1 = (1+1,8)-1 ≈ 0,356.
7. Вероятность того, что канал занят: Р1 = ρ Р0 = ≈ 0,644.
8. Вероятность отказа .
Это означает, что около 65% автомобилей, прибывших на пост (ЕО), получают отказ в обслуживании.
9. Вероятность обслуживания (с вероятностью того, что пришедший автомобиль будет обслужен) .
10. Относительная пропускная способность .
Это означает, что в установившемся режиме система будет обслуживать примерно 35% прибывающих автомобилей.
11. Абсолютная пропускная способность , т.е. система способна осуществить обслуживание в среднем 0,356 автомобиля в час.
12. Интенсивность выходящего потока обслуженных автомобилей
.
13. Среднее число занятых каналов .
Рис. 9
Примечание: Тiоб и Тi – задаются в минутах.
14. Среднее число заявок (автомобилей) под обслуживанием .
15. Среднее число заявок (автомобилей) в СМО .
16. Среднее время пребывания заявки (автомобилей) в СМО
час.
17. Среднее время облуживания заявки (автомобилей), относящееся ко всем заявкам (автомобилям) – как к обслуженным, так и к получившим отказ: час.
18. Граф состояния
Рис. 10
19. Среднее время простоя канала
20. Номинальная пропускная способность канала была бы (при регулярно проходящих и регулярно обслуживаемых заявках)
(автомобиля/час).
Но Аном в 1,5 раза больше, чем фактическая пропускная способность, вычисленная с учетом случайного характера потока заявок и времени обслуживания .
Решение задачи СМО на ЭВМ с использованием программы Excel
По условию задачи m=1, λ=1, μ=
1. Щелкнем ПКМ по активной ячейке (например А1),открываем контекстное меню.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.