16. Вероятность того, что обслуживание ожидает не более ν заявок, т.е. в очереди будет не более ν заявок: .
17. Вероятность того, что система полностью загружена: Рп.з.= ρ2.
18. Среднее время неполной загрузки системы
19. Среднее время полной загрузки системы
20. Среднее время наличия очереди
21. Вероятность наличия очереди в системе Рн.о.= ρ2.
22. Среднее время занятости канала
23. Среднее время простоя канала
Пример 7.- Железнодорожная сортировочная станция (ЖСС), на которую поступает простейший поток составов с интенсивностью λ = 0,85 состава/час, представляет собой одноканальную СМО с неограниченной очередью.
- Обслуживание (расформирование) состава длится случайное (показательное) время с0 со средним значением час. Требуется:
1. Найти показатели эффективности СМО.
2. Построить граф состояний системы.
3. Определить вероятность того, что обслуживания ожидает не более 4 -х составов.
Решение.1. Интенсивность простейшего потока обслуживания или среднее число составов, обслуживаемых одним каналом за час при непрерывной его работе составов/час.
2. Показатель нагрузки СМО .
3. Вероятность того, что система ЖСС свободна: Р0 = 1 – ρ = 1 - 0,893 = 0,107.
4. Вероятность любого состояния sk СМО k = 1,2,…
Р1 = (1 – ρ)∙ρ = (1-0,893)∙0,893 = 0,096;
Р2 = (1 – ρ)∙ρ2 = (1-0,893)∙0,8932 = 0,085;
Р3 = (1 – ρ)∙ρ3 = (1-0,893)∙0,8933 = 0,076;
Р4 = (1 – ρ)∙ρ4 = (1-0,893)∙0,8934 = 0,068;
Р5 = (1 – ρ)∙ρ5 = (1-0,893)∙0,8935 = 0,061 и т.д.
5. Вероятность того, что канал занят: Рз.к. = 1 – Р0 = ρ = 0,893.
6. Вероятность отказа в обслуживании состава Ротк = 0.
7. Вероятность того, что пришедший состав будет принят в систему ЖСС: Рсист = 1 – Ротк = 1.
8. Относительная пропускная способность q = Рсист = 1 – Ротк = 1.
9. Абсолютная пропускная способность
A = λ∙q = λ∙1 = λ = 0,85 состава/час.
10. Среднее число составов, находящихся под обслуживанием:
.
11. Среднее число составов, ожидающих очереди на расформирование (все равно, на каких путях): .
12. Среднее число составов, связанных со станцией:
13. Среднее время пребывания составов на очереди
час.
14. Среднее время (продолжительность) пребывания состава при станции (на внутренних, внешних путях и под обслуживанием)
час.
15. Среднее время обслуживания одного состава
час.
16. Среднее время неполной загрузки системы
17. Вероятность того, что система полностью загружена:
Рп.з. = ρ2 = (о,893)2 = 0,8.
18. Среднее время полной загрузки системы
19. Среднее время наличия очереди
20. Вероятность наличия очереди в системе Рн.о. = ρ2 =0,8.
21. Среднее время занятости канала
22. Среднее время простоя канала
23. Граф состояния
Рис. 13
24. Вероятность того, что обслуживания ожидает не более 4 - х составов:
Пример 8. - Система массового обслуживания - билетная касса с одним окошком (m=1) и неограниченной очередью.
- Касса продает билеты в пунктах X и Y.
- Пассажиров, желающих купить билет в пункт Х, приходит в среднем трое за 20 мин., в пункт Y – двое.
- Поток пассажиров можно считать простейшим.
- Кассир в среднем обслуживает трех пассажиров за 10 мин.
- Время обслуживания распределяется по показательному закону, т.е. поток обслуживания простейший. Требуется:
Найти показатели эффективности СМО.
Решение.1. Среднее число пассажиров, желающих купить билет в пункт Х заявки/мин.
2. Среднее число пассажиров, желающих купить билет в пункт У
заявки/мин.
3. Общая интенсивность потока заявок заявки/мин.
4. Интенсивность потока обслуживания заявки/мин.
5. Показатель нагрузки системы , это означает, что вероятности состояния системы существуют.
6. Р0 = 1 – ρ = 1-0,833=0,167.
7. и т.д.
8. Вероятность того, что канал занят: Рз.к. = 1 –Р0 = ρ = 0,833,
9. Ротк = 0.
10. Рсист = 1 –Ротк = 1.
11. q = Pсист = 1.
12. A = λ∙q = 1∙0,25 = 0,25.
13. .
14. заявки.
15. заявки.
16. мин.
17. мин.
12.5.Многоканальная СМО с неограниченной очередью
- На m-канальную СМО поступает простейший поток заявок с интенсивностью λ = const.
- Поток обслуживаний также простейший с интенсивностью μ=const>0.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.