ВВЕДЕНИЕ
В условиях современности для достижения успеха в любой области необходимо ориентироваться в информационных потоках, уметь выделять главное и оперативно обмениваться необходимой информацией.
Системы образования, пытаясь соответствовать этим новым требованиям и учитывая возможности новых информационно-коммуникационных технологий, меняются. Причем российское высшее образование в целом повторяет мировой тренд перехода от высшей школы индустриального образца к высшей школе постиндустриальной эпохи с отставанием по разным показателям на десять-тридцать лет.
Сегодня происходит реформа высшей школы, создаются «гибкие» программы подготовки, осуществляется смена образовательных технологий, обеспечивающих конкурентоспособность российского высшего образования. На рынке труда сейчас требуются специалисты, способные принимать в быстро меняющихся условиях эффективные решения по вопросам, касающимся различных областей знаний.
Специалисты в области образования постепенно приходят к общему пониманию принципов формирования профессиональных образовательных программ, соответствующих современным требованиям, выбора организационных форм, методов и средств обучения для их реализации. Развитие новых методов и форм образования становится настоятельной необходимостью. Использование современных информационных технологий не только повышает эффективность образовательного процесса, но и делает его более привлекательным для обучающихся. Однако разработка и последовательное полномасштабное внедрение современных образовательных технологий является задачей, которую системе российского высшего профессионального образования еще предстоит решить.
Целью данного проекта как раз и является создание и внедрение эффективной образовательной системы по одному из направлений профессионального образования. В рамках проекта создается научно-образовательный комплекс (НОК), представляющий собой универсальную систему хранения и удобного сетевого доступа к информационно-образовательным ресурсам (учебной информации, организационно-методическим материалам, научным изданиям, учебным пособиям, учебным видеофильмам, мультимедийным программам, электронным средствам контроля знаний) по специальности 0753 «Организация и технология защиты информации».
При выполнении проекта учитывается, что формирование научно-образовательного комплекса вуза должно опираться не только на требования современного рынка труда. Социальные факторы и особенности личности в динамично изменяющихся условиях должны быть отражены в механизме функционирования НОК. В частности, стремление студентов обучаться в более свободном режиме, позволяющем сочетать обучение и практическую деятельность, позволяет решать задачу социальной и материальной поддержки студента, осуществлять процесс постепенной его адаптации к профессиональной среде. Более того, студент в условиях обучения с помощью НОК способен не только выявить свой профессиональный интерес, но и апробировать его в условиях профессиональной среды. Таким образом, внедрение НОК – обязательный атрибут демократизации учебно-воспитательного процесса, ориентированного на адаптацию выпускника к профессиональной среде.
1 ОРГАНИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА СРЕДСТВАМИ НОК
1.1 Общие сведения об организации учебного процесса в вузе
Специфика вуза такова, что его функционирование осуществляется, с одной стороны непрерывно, а с другой, – периодически, дискретно.
Дискретность заключается в фиксированных периодах обучения – семестры, курсы, а непрерывность – в осуществлении учебно-познавательной деятельности студентов в течение семестра.
В НОК реализована возможность полного обучения студента от момента поступления в вуз до момента его окончания (рисунок 1).
Рисунок 1 – Полный курс обучения студента в вузе посредством НОК
На первом уровне деления можно выделить три существенно различающихся этапа в обучении студента: поступление, обучение и выполнение и защита выпускной квалификационной работы.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.