o учет эргономических и психологических принципов восприятия информации с экрана монитора.
Структурно компоненты НОК сгруппированы в соответствии с методикой организации процесса обучения, и отображают в рамках одной экранной страницы информацию, необходимую для выполнения определенного этапа обучения.
Функционально компоненты НОК могут быть разделены на две группы: видимые пользователю и скрытые от пользователя.
Первые представляются пользователям постранично. На каждой из страниц имеются статические компоненты, отображающие информацию учебного назначения (тексты, видео и аудиоматериалы), и командные компоненты, обеспечивающие навигацию по доступным разделам НОК, фильтрацию, сортировку и поиск информации по заданным критериям, выполнение иных сервисных функций .
Эргономически композиция страниц строилась по принципу расположения компонентов: управляющие элементы – на левой стороне экрана и в верхней части рабочего поля, справочная информация справа. По центру страницы размещается основная учебная информация.
3.2 Управляющие элементы
Управляющие элементы в НОК представляют собой активные кнопки с надписями, отражающими их назначение. При этом задействованные оформительские решения фона кнопок, шрифтов надписей и пиктограмм придают им дополнительную функциональность (кнопка меню следующего уровня, кнопка конечного ресурса, кнопка дополнительного сервиса) (Рис.17). Это позволяет быстро сформировать у студента-пользователя навык в их использовании, что создает условия для успешного протекания учебного процесса за счет концентрации внимания на содержании УММ.
Рисунок 17 – Элементы управления на главной странице офиса студента
Единство оформительских решений для компонентов на разных уровнях НОК и для различных групп пользователей дает возможность быстрой адаптации пользователей в рамках НОК. На примере одной из страниц модуля деканата (рисунок 18) показано, как располагаются дополняющие элементы, при этом панель управления позиционирована в штатном месте.
Рисунок 18 – Главная страница офиса деканата
3.3 Разделы, содержащие тексты УММ
В среднем студент за весь период обучения осваивает около 100 дисциплин. Если их вывести одним списком на одной странице, то возникают трудности с поиском той, которую необходимо изучать в данный момент времени.
Структурированность учебного материала по курсам, семестрам и отдельным дисциплинам позволяет организовать доступ к конкретному УММ за минимальное количество шагов при снижении информационной загруженности страниц. Пошаговое структурирование материала позволяет панорамно видеть информационный контент, что несет дополнительную информацию об учебном плане в целом и отдельных учебных отрезках (Рис.19).
Рисунок 19 – Страница со списком дисциплин в офисе студента
При разработке элементов меню НОК и динамическом переходе на последующие уровни использовался принцип традиционного чтения текста: слева направо и сверху вниз. Так, выбор ссылки на дисциплины приводит к появлению справа от кнопок списка с номерами курсов и семестров. Выбор семестра приводит к разворачиванию списка дисциплин. Следующим действием осуществляется выбор дисциплины и переход на страницу, содержащую все компоненты, необходимые для самостоятельного учебного процесса.
3.4 Цветовая гамма дизайна НОК
При разработке дизайна любой программы нужно ориентироваться на потребителя произведенного продукта. Так как пользователи данного комплекса должны проводить много часов, общаясь с программой, то задача дизайнера - сделать это общение как можно более комфортным.
Была разработана концепция применения цветовой гаммы в НОК. Для общего фона страниц используется белый цвет, так как на данном фоне отчетливо видны элементы дизайна любого цвета.
Уважаемый посетитель!
Чтобы распечатать файл, скачайте его (в формате Word).
Ссылка на скачивание - внизу страницы.