Разработка концепции безопасности для системы физической защиты объекта, страница 67

Было бы разумно заранее, исходя из целей и потребностей предприятия, решить, какой тип реагирования избрать в тех или иных обстоятельствах. Для защиты различных целей могут потребоваться разные планы реагирования. например, перехват нарушителя, собирающегося испортить очень важный узел на нефтеперегонном заводе, требует немедленного реагирования. А в случае кражи не очень ценной собственности компании лучше подойдет возврат постфактум. При реакции постфактум эффективным и допустимым в отношении соблюдения законности является использование видеозаписи. Очевидно, что для немедленного реагирования требуются более точное обнаружение и более длительная задержка, чем в случае возврата постфактум, который иногда может оказаться вообще неприемлемым. Так, нет смысла стараться вернуть украденные документы или информацию, потому что вор уже наверняка скопировал документы и передал информацию. Аналогичным образом, если на рабочем месте совершен акт насилия, то захват преступника похвален, но следует взвесить последствия этого. А ими могут стать судебные иски жертвы или семьи жертвы к предприятию, плохая слава о нем, ухудшение морального климата в коллективе и систематические акции по отношению к предприятию.

Вследствие большого разнообразия личного состава сил реагирования трудно рекомендовать какие-либо специальные процедуры или меры, которым они должны следовать.

В зависимости от опасности угрозы, последствий раскрытия информации или особенностей предприятия силы реагирования должны либо помешать нарушителям достичь своей цели либо возместить ущерб. Эта работа может состоять из расследования инцидента для выявления виновного, составления заявления для получения страховой компенсации, или преследования нарушителя сразу после инцидента. В зависимости от задач, решаемых при выполнении этих функций, выдвигаются разные требования к квалификации сотрудников сил реагирования, методике их подготовки и эффективности работы, проверяемой практическими испытаниями, проводимыми на предприятии согласно действующим на нем процедурам и принятой практике.

В этой главе описываются следующие аспекты функции реагирования СФЗ: общие положения, планирование действий в чрезвычайных ситуациях и связь.

Общие положения

Основой для эффективного выполнения силами реагирования функции прерывания является подбор кадров. Собственные силы охраны состоят из служащих данной компании. Однако получила распространение и практика использования наемной охраны. Пока нет сложившегося мнения о том, какой из этих вариантов лучше. Ответ, по всей видимости, зависит от целей, стоящих перед корпорацией или предприятием, и задач, которые им приходится выполнять. Размер предприятия, его ресурсы, местонахождение, стоимость системы и другие факторы оказывают влияние на выбор того или иного варианта. На многих предприятиях используется комбинация из них, что обеспечивает гибкость в действиях.

Помимо собственной и наемной охраны некоторые компании нанимают служащих местных органов правопорядка для оказания помощи ночью или во время пиковой нагрузки в начале и конце рабочего дня. Использование местных полицейских привлекательно тем, что они имеют законное право арестовывать или задерживать подозреваемых, прибегая при этом к пропорциональной силе.

Имеет смысл еще раз повторить, что человек — плохое средство обнаружения. Поэтому большие вложения в создание охраны могут оказаться неэффективными, если в СФЗ функция обнаружения возлагается в основном на людей. Экономически более выгодным может оказаться сокращение численности охранников и внедрение технических средств обнаружения для выполнения их обязанностей. Это обеспечит более эффективную работу СФЗ при меньших затратах.

Независимо от типа используемой на предприятии охраны ключом к ее надлежащим действиям является тренировка. Использование наемной охраны может уменьшить расходы, но не снимает с нанявшей ее компании ответственности за ее действия. Именно поэтому необходимо проводить регулярные тренировки охранников на предприятии или включить в условия договора обязанность внешнего охранного агентства обеспечивать уровень тренированности нанимаемого персонала.